Амина Магомедова
Конспект занятия «Дагестан — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Приучить детей к культуре и обычаям народов Дагестана.
Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, игры, пословицы) в традициях, обычаях и обрядах народов Дагестана.
Развивать и укреплять в детях нравственно-патриотические качества.
Приучать к труду детей через пословицы и поговорки.
Продолжать развивать интерес к дагестанскому фольклору.
Материалы и атрибуты: экран, проектор, национальные костюмы на детей, люлька, ковровый станок.
Публикация «Конспект занятия „Дагестан — мой край родной“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Ход занятия:
Дети заходят под музыку.
Здороваются.
Воспитатель: Сегодня, дети, мы поговорим об обычаях и традициях нашего народа. Они разнообразны, но общим и основным для всех является то, что наш народ во все времена славился своей искренней любовью к своим друзьям, близким и своим гостеприимством.
(Дети исполняют песню «Приезжайте в Дагестан» К. Касимова).
Воспитатель: Садитесь, дети.
Скажите мне, как называется наша малая Родина?
Дети: Дагестан.
Воспитатель: А что означает это слово?
Дети: Это слово означает «страна гор»
Воспитатель: А что еще можно сказать о Дагестане?
Дети: Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями.
Дети: Дагестан – это многонациональная страна.
Воспитатель: Да и у каждой нации свои традиции и обычаи, которые нашли свое отражение в огромной сокровищнице национальной культуры, где почетное место занимает фольклор.
А что такое фольклор?
Дети: Это устное народное творчество.
Воспитатель: Правильно, дети. Несмотря на различие языков, обычаев и традиций народ Дагестана всегда был очень дружным и трудолюбивым. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде.
1. Труд и терпение превращаются в золото.
2. Если две головы согласны, а 4 руки работают, то дом разбогатеет.
3. Не вспотеет спина – не согреется брюхо.
4. Чужими руками легче крапиву собирать.
5. Кто весной не сеет, тот осенью не жнет.
Воспитатель: Правильно, ребята. Во всех пословицах говорится о том, что работать нужно без лени и тогда в доме всегда будет достаток. Молодцы, садитесь.
А теперь мы поговорим о традициях и обычаях наших народов. Начнем наш рассказ с равнины. А на равнине у нас живут кумыки.
(Выходит девочка под музыку).
Дети: У нас, у кумыков, веками отмечают праздник Байрам. Я хочу прочитать стихотворение на родном языке про этот праздник.
Читает стихотворение.
Берет угощение.
На праздник мы раздаем яйца и халву. Угощайтесь.
Воспитатель: Спасибо, Тетя, за угощение.
Вот мы достигли предгорья Южный Дагестан. А вы знаете, дети, как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женских рук? По качеству и красоте ковров, сотканных прекрасными девушками-табасаранками.
(Выходят мальчик и девочка).
мальчик. Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?
Девочка. На лугу полно цветов,
Погляжу, узор готов.
(садится за станок).
Дети. Таки-таки-таки-так,
Это маленький станок
За станком сидит Назлы,
Вяжет девочка узлы.
Таки-таки-таки-так,
Весело станок поет
Вяжет девочка узлы.
Будет коврик у Назлы.
Воспитатель: Вот какая умница Карина. Покажи детям свой ковер. Карина обязательно закончит его ткать и подарит своей бабушке. Садись, Карина. А вот какие ковры ткут наши мастерицы!
(экран табасаранские ковры)
(Стук в дверь).
Дети, к нам кто-то к нам пришел.
Я пойду посмотрю.
(заходит «бабушка»).
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка!
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие!
Гости Здравствуйте.
Реб. : - Садитесь, пожалуйста!
Б: Спасибо. Дети, я приехала с далекого аула, Кума, увидеть свою внучку. (ребенок подходит к бабушке)
Реб: Здравствуй, бабушка.
Бабушка: Ой, как ты выросла. Скажи мне, а кто эти дети?
Ребенок: Это мои друзья.
Бабушка: А твои друзья могут отгадывать загадки?
Ребенок: Да (садится на стул).
Бабушка: Тогда слушайте:
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога.
Кто это? (Баран)
Бабушка. : Молодцы!
Идет, идет, бородой трясет
Травки просит:Ме-е-е-е.
Дайте травки мне-е-е-е.
Кто это? (Коза)
Бабушка. И эту угадали. Ну слушайте дальше:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Кто это? (Осел)
Бабушка. Какие умные, хорошие дети, все загадки угадали. А вот играть дружно вы умеете?
Дети. Да.
Воспитатель. Вы, уважаемая, посидите и посмотрите как дружно наши дети будут играть. Возьмитесь, дети, за руки и встаньте. Игра называется «Коршун».
Проводится игра:
(воспитатель выбирает Коршуна, он стоит в центре, дети ходят друг за другом и поют)
Коршун, коршун, клюв кривой
Налетался над горой?
Попляши на крыше нашей
Угостим пшеничной кашей.
(затем меняют Коршуна и игра продолжается)
Бабушка. : Молодцы, дети! Вы не только загадки умеете отгадывать, но и дружно играть. А мне пора уезжать. Дай, внученька, я тебя поцелую.
До свидания, дети!
Дети. : До свидания!
Воспитатель. : Садитесь, дети. Дети, мы с вами оказались в горах, а высоко в горах у нас живут Кубачинцы.
1р. :Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердцекубачинцы – мастера.
2р. : Чтоб дальше жить могло стих-е.
Учусь друзья, то весел, то суров,
Иметь я кубачинское терпение,
Взыскательность аульских мастеров.
3р. :Узнаешь ты по голосу певца,
А по узору – злато кузнеца.
4р. : Кто думает работа наша мед.
Пусть в Кубачи хоть на денек придет. (экран Кубачи)
Воспитатель. :Молодцы, ребята, вы очень много интересного рассказали о кубачинскихмастерах. Они известны во всем мире. Садитесь. Давайте посмотрим на работы Кубачинских мастеров.
А еще в горах у нас живут лакцы. Чем же славится лакский народ?
Реб. : Лакский народ славится своими канатоходцами и балхарскими мастерами
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькают в проворных руках золотых.
(экран лакцы)
Воспитатель: Очень хорошо,
(в это время Лиза поднимает руку).
Лиза, ты хочешь нам что-то сказать?
Р. : Я хочу спеть колыбельную песню на слова Р. Гамзатова.
(поет колыбельную)
Воспитатель. Какая же ты умница. Лиза это очень красивая песня.
Лиза спела песню на слова Р. Гамзатова, а вот как он говорил о нашей Родине (читает стих-ние «Мне ль тебе Дагестан»)
Анализ:
Вот как красиво Р. Гамзатов говорил о нашей Родине и вот сколько обычаев, традиций и обрядов мы сегодня с вами рассмотрели.
Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили?
Дети. О Дагестане.
Воспитатель. Тета о чем нам рассказала.
Дети. О кумыкском празднике.
Воспитатель. О чем были пословицы, которые прочитали нам дети.
Дети. О труде.
Воспитатель. А где ткут ковры?
Дети. В Южном Дагестане.
Воспитатель. А кто живет высоко в горах?
Дети. Кубачинцы и лакцы
Воспитатель. Кто к нам в гости приходил?
Дети. : Бабушка.
Воспитатель. А чем нас порадовала Лиза?
Дети. : Спела колыбельную песню.
Воспитатель. А кто написал ее?
Дети. Расул Гамзатов.
Воспитатель. Молодцы, дети