Ольга Канева
«Родительская пирамида». Открытое занятие практикум с элементами тренинга для родителей. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
«Родительская пирамида» часть 1
(открытое занятие практикум с элементами тренинга для родителей).
Цель: формирование эффективного взаимодействия родителей и детей.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с моделью «Родительская пирамида».
2. Рассмотреть преимущества игры во взаимодействии с ребёнком.
3. Попрактиковаться в направлении поведения ребёнка при помощи игры.
4. Способствовать сплочению группы и налаживанию контактов.
Публикация «„Родительская пирамида“, Открытое занятие практикум с элементами тренинга для родителей, Часть 1» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Используемый материал: листы А 4, ручки по количеству участников, набор парных предметов, предметные вкладыши.
Содержание занятия:
Беседа «Родительская пирамида; игра».
Кэролайн Вебстер-Страттон разработала программу интенсивного раннего вмешательства для родителей 4-8-летних детей с проблемами поведения или рискующими их приобрести. В ее программе можно найти модель «Родительской пирамиды». Эта модель очень универсальна в вопросах воспитания детей разных возрастов. Пирамида состоит из пяти частей. Особое внимание в первой части следует обратить на такой компонент как игра. Ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Преимущества и препятствия в игре».
Упражнение «Преимущества и препятствия в игре»
Ведущий: Предлагает участникам заполнить на листах две колонки. В одной написать преимущества игры, во второй отрицательные моменты.
Обсуждение: Родители по очереди зачитывают содержание получившейся таблицы.
Преимущества:
- средство познания;
- средство для взаимодействия;
- через игру ребенок усваивает различные социальные роли и навыки;
- ребенок чувствует себя защищенным;
- через игру родитель понимает потребности своего ребенка;
- снижается эмоциональное напряжение;
- способствует сплочению семьи;
- развитие психических процессов и личности.
Препятствия:
- отсутствие желания;
- закрепощенность;
- не знание что это необходимо;
- занятость;
- установки, стереотипы;
- не имение опыта игры;
- наличие проблем и т. д.
Упражнение «Пойми меня».
Ведущий: Делит участников на пары. В паре один играет роль «Родителя», другой роль «Ребенка». «Ребенку» завязывают глаза, «Родитель» становится рядом. Перед парами раскладываются фигурки из предметных вкладок. Цель «Родителя» помочь «Ребенку» найти нужные детали с закрытыми глазами.
Обсуждение: как участники чувствовали себя в выбранной роли? Что помогало (мешало) выполнить задание паре? Какими способами взаимодействия пользовались? И т. д. Снятие роли с участников.
Беседа «Игра».
Ведущий: Как все успеть и не упустить важного в развитии личности ребенка, как сделать его здоровым, каким занятиям отвести наибольшее время; стоит ли приобретать особые, развивающие игрушки, наконец, как научить самого малыша ценить свое время, быть организованным, многое успеть? Возраст игры ставит вопросы, и, как это ни удивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.
Вопрос, который часто интересует родителей: сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как к бесцельной забаве, как к отдыху, развлечению, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлекать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.
Однако при этом многие забывают, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Для закрепления темы ведущий предлагает упражнение «Как мы понимаем своих детей».
Упражнение «Как мы понимаем своих детей».
Ведущий: Выбирает пару: ребенок и родитель. Их сажают за столы спиной друг к другу. Участникам выдается набор парных предметов. Ребенок составляет композицию из предложенных предметов. Цель родителя с помощью вопросов составить такую же композицию как у ребенка.
Обсуждение: как участники чувствовали себя в выбранной роли? Что помогало (мешало) выполнить задание паре? Какими способами взаимодействия пользовались? Снятие роли с участников.
Подведения итогов.
Принципы игры:
• Дети играют ради процесса, родители ради результата (предъявляются слишком высокие требования);
• В игре инициатива должна исходить от ребенка;
• Должна быть добровольность от ребенка;
• Не наказывать ребенка, не задавать много вопросов;
• Дети хотят, что бы мы были хорошими зрителями.
Рефлексия.