Людмила Сырчина
Речевой материал для автоматизации звуков [Р], [Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван специалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы иска-жения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточностей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в са-мостоятельной речи ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях.
Публикация «Речевой материал для автоматизации звуков [Р], [Р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия воспитателей и родителей с ребенком необходимы!
Пользоваться представленным речевым материалом смогут логопеды, воспитатели и родители.
Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошел в самостоятельную речь ребенка, стал ее неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего, во время занятий он должен говорить громко, внятно, выразительно и того же (мягко, но настойчиво) добиваться от ребенка! Следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определенным звуком речи, ребенок произносил его утрированно, «нажимал» на него. Однако не только новый звук, но и весь текст в целом ребенку следует произносить громко, внятно и не торопясь.
Упражнениям, в которых неизбежно механическое повторение и заучивание, поста-райтесь придать игровой характер: предложите повторить слоги или слова столько раз, сколько пальцев на руке, пуговок на столе, карандашей в стаканчике и т. п.
Автоматизация звука Р
1. Многократное произнесение звука Р – Р – Р
Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. Р___
2. Повтори слоги, слова выделяя голосом звук Р
РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО; РУ-РУ-РУ.
3. Четко, выделяя голосом звук Р, повтори слова. Утончи значение незнакомых слов
Рак, рама, радио, ракета, работа, рыба, рысь, рыбак, рынок, рубанок, рукав, рот, Рома, робот, роза, нора, гора, горы, дыры, пора, кенгуру, огород, перо, урок, горох;
сорока, ворона, корова, мороз, народ, творог, пирог, ворота, кукуруза, топоры, комары, корыто, парус, русский, помидоры, дворы.
3. Повтори слоги, слова выделяя голосом звук Р.
АР-АР-АР; ОР-ОР-ОР; ЕР-ЕР-ЕР; УР-УР-УР; ИР-ИР-ИР.
пар, удар, пир, тир, мир, бор, хор, сор, комар, загар, топор, мотор, ковёр, шофёр, костёр, кефир, зефир, веер, катер, ветер, тостер, мастер, актёр, боксёр, пионер, монтёр, санитар, помидор, мухомор, командир, пенсионер, фантазёр;
горка, корка, дырка, верба, первый, персик, термос, ферма, Мурка, терка, пятерка, мирный, карта, парта, марка, орден, картина, арбуз, фартук, гармонь, бархат, карман, ферма. 4. Четко, выделяя голосом звук Р, повтори каждую пару слов.
Робкий Рома. Рваная рубашка. Ровная рама. Раина ракетка. Рваные рукавицы. Рослый Рома. Ромина ракета. Розовая рубаха. Розовые розы. Разноцветная радуга. Рослый рыбак. Розовый ранец. Рваная рана. Русская рубаха. Ромина рубаха. Русские равнины.
5. Четко, выделяя голосом звук Р, повтори каждую пару слов.
Ромина гитара. В коробке макароны. Корова на дороге. Ворота открыты. Дорогой подарок. Рома на пороге. Сорока на воротах. Дорога от порога. В огороде помидоры. Короткая дорога. Куры у корыта. Первый урок. Ровная гора. Яркий румянец. Разные коробки. Старый друг. Крупные огурцы. Баран Буран.
6. Послушай, в которых много звуков Р. Проговори каждое сочетания слов сохраняя громкость и внятность произношения.
Рома на аэродроме. Огромный простор. Громкий разговор. Огромная квартира. Красивый мрамор. Дорогой мрамор. Грозная проверка. Распороть шаровары. Старый фарфор. Крутой разворот. Дорогая квартира. Сорок второй размер. Распороть рубаху. Разбирать пирамидку. Провалиться в прорубь. Раскрывать коробку. Грохот тракторов. Фарфоровый сервиз. Разорвать провод. Развернуть грузовик. Разгружать фуру. Перекрасить забор. Раздробить гранит. Сортировать продукты. Проворные руки. Пробраться во двор. Раздразнить тигра.
7. Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую рифмовку 3—5 раз.
В пестрой куртке мухомор вылезает на простор.
В огороде у Егора два красных помидора.
Не пугайся, не робей, это просто воробей.
Носорог бодает рогом, не дразните носорога.
Под горой Арарат растет крупный виноград
Автоматизация звука Рь
1. Многократное произнесение звука Рь – Рь – Рь
Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. Рь___
2. Повтори слоги выделяя голосом звук Рь
РЯ-РЯ-РЯ; РИ-РИ-РИ; РЁ-РЁ-РЁ; РЮ-РЮ-РЮ.
3. Четко, выделяя голосом звук Рь, повтори слова. Утончи значение незнакомых слов
Ряд, рядом, рябина, репа, редька, ребус, река, редис, ремонт, ремень, рис, Рита, рисовать, рёв, рёва, рёвушка, рейка, резинка, рисунок, рюкзак.
Моряк, зарядка, буря, нарядный, порядок, ирис, турист, старик, варить, курица, Арина, двери, звери, сухари, фонари, снегири, пузыри, богатыри, деревня, варенье, сирень, верёвка, берёза, берет, пузырёк, черёмуха.
5. Повтори слоги выделяя голосом звук Рь
АРЬ, ОРЬ, УРЬ, ИРЬ, ЕРЬ.
6. Четко, выделяя голосом звук Рь, повтори слова. Утончи значение незнакомых слов
Букварь, сухарь, фонарь, пескарь, пузырь, богатырь, дверь, якорь, перья, январь, снегирь, серьги, серьги.
7. Четко, выделяя звук РЬ, повтори каждое сочетание слов в быстром темпе, сохраняя громкость и внятность произношени
Вареная репа. Берег реки. Капризный ребенок. Грецкие орехи. Утренняя зарядка. Редкий рисунок. Интересная история. Резиновая грелка. Коричневый пряник. Горькая редька. Старенький парик. Резвый турист. Крепкая веревка. Корявое бревно. Горькая рябина. Утренняя заря.
8. Не торопясь, выделяя звук РЬ, Р произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
На пригорке возле речки вырастали огуречки.
На рябину, посмотри, прилетели снегири.
Ровно, по порядку встанем на зарядку.
В воскресенье паровоз ребятишек к нам привез.
В квартире у Катерины прекрасные картины.
Во дворе Бориса много барбариса.
На горе, на пригорке, тридцать три Егорки.
Литература
Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. — М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2022.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков Р, Рь у детей (альбом 4) : дидактический материал для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2022.