Резида Альбертовна Шарафиева
Конспект занятия в ОО «Речевое развитие» в разновозрастной группе «Отработка произношения звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»
Цель:
Упражнять детей 4-5 лет в различении звука «р» в отдельных словах и фразовой речи, в умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов «кря-кря - крякает» и т. п.
Упражнять детей 6 лет в отчетливом произношении звука «р»; изолированного и в словах; продолжать развивать фонематический слух, закреплять умения определять место заданного звука в слове;
Публикация «Конспект занятия в ОО „Речевое развитие“ в разновозрастной группе „Отработка произношения звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить понимание обобщенных понятий «посуда»;
Активизировать речь детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать ответы сверстника.
Демонстрационный материал: посылка, картинки с изображением посуды, животных, птиц, конструктор, книга Э. Н. Успенского «Зима в Простоквашино»
Приемы: словесные, наглядные.
Ход занятия : (дети сидят полукругом на стульях)
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.
- Здравствуйте, ребята! Это Балтаевский детский сад? Значит, я не опоздал. Это я, почтальон Печкин принес вам посылку и телеграмму из деревни Простоквашино. Как вы думаете от кого? .
Воспитатель: Вот спасибо, Печкин, интересно, что они нам послали.
Почтальон Печкин: Вот здесь распишитесь и посылка ваша, а мне пора идти.
Воспитатель и дети: Спасибо, Печкин, заходи в гости, мы тебя чаем угостим. (Печкин уходит)
(воспитатель смотрит посылку, к посылке приложена телеграмма)
Воспитатель читает телеграмму. «Посылку вскрыть можно только, когда отгадаете загадку про время года:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?»
(Зима)
Открываем посылку и читаем письмо.
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и галчонок.
Мы хотим с вами подружиться и поделиться опытом. Когда мы учили галчонка разговаривать, то он долго не мог научиться произносить звук «р». А вы умеете? Мы хотим вам помочь и посылаем вам наши задания, которые нужно выполнить.»
Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что из всех звуков звук «р» - самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у ребят нашей группы. Чаще всего вместо «р» выговаривается похожий на него звук «л». Но мы будем стараться, упражняться и научимся правильно произносить звук «р».
-Я хочу прочитать вам стихотворение о мальчике, который долго не мог выговорить «р», но он старался и смог его правильно выговорить:
Пёс рычит. Мурлычет кот. Мне же просто не везёт.
Я стараюсь, но молчу, очень Р сказать хочу.
Не выходит у меня «эр». Вот недавно, например,
Я зову: «Марина!» — Слышится: «малина».
Улыбается сестра: «За малиной в лес пора!»
Вновь твержу я «эл» да «эл», всем, наверно, надоел.
Во дворе трещит мотор, в конуре рычит Трезор.
Дождь шуршит, грохочет гром — это «эр» звучит кругом!
Я сегодня рано встал. Рот раскрыл, загрохотал:
«Трррактор. Грррач. Поррртрет. Игррра. РРРадость.
РРРРадуга. Уррра!»
-Прежде чем мы приступим к выполнению заданий из Простоквашино, давайте каждый из вас придумает и назовет слова, в которых есть звук «Р».(выполняют)
1. Задание дяди Федора для младших детей. «Кто как поет?»
- Вы, старшие дети, внимательно следите за ответами младших ребят!
(воспитатель загадывает загадки о собаке, затем показывает изображение собаки)
-Это кто? (собака)
- Как рычит собака? Р-р-р. (вместе)
(загадка о вороне)
-А это у нас кто? (изображение вороны)
- А ворона может рычать? А как поет ворона? Кар-кар. (вместе) Что она делает? (Каркает)
(загадка о воробье, показывает картинку воробья)
-Это кто? (воробей)
Ворона каркает, а воробей? (чирикает). Как чирикает воробей? (чик-чирик).
Индивидуальная работа. «Назови кто это? Как он поет?» (поросенок, петушок, утка, собака, ежик, лошадь, тигр, ворона, воробей)
2. Следующее задание Галчонка «Доскажи словечко» (для всех)
(Автоматизация звука [р] в чистоговорках.)
- Дети, это задание для всех вас, слушайте внимательно, и правильно доскажите слова, чтобы получилось в рифму.
В реке большая драка,
Поссорились два. (рака)
Где обедал воробей,
В зоопарке у. (зверей).
Тара-тара-тара-ра!
У крыльца растет (трава)
Ра-ра-ра – начинается… игра;
Ра-ра-ра –высокая. гора
ры-ры-ры - у мальчиков. шары;
Ро-ро-ро- у нас новое… ведро;
Ру-ру-ру- продолжаем мы. игру; Ру-ру-ру – скачет. кенгуру
Ре-ре-ре- стоит домик на. горе ;
Ри-ри-ри - на ветках… снегири
Ор-ор-ор- созрел красный помидор
-Дети, давайте еще раз все вместе повторим: Ра-ра-ра, ры-ры-ры, Ро-ро-ро, Ру-ру-ру, Ре-ре-ре, Ри-ри-ри, Ор-ор-ор
- С галчонком мы поиграли.
3. Следующее задание от Шарика.
Рассматриваем картинку «Посуда»
- Что изображено на картинке?
- Назовите, одним словом. Что это?
(на столе разложены картинки с изображение различной посуды)
- Выберите посуду, в названии которой, есть звук «Р». (дети походят к столу- выбирают, садятся на место, объясняют свой выбор)
-Шарик предлагает нам сыграть в игру «Не ошибись». Правила игры: если вы услышите слово, в названии которого есть звук Р – нужно хлопнуть в ладоши.
-Сначала задание выполняем все, затем только мальчики, затем только девочки. Будьте внимательны!
- Поиграли, а сейчас давайте отдохнем.
Физминутка
«Вот под елочкой»
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Воспитатель: Воронята средней группы тихонько улетают играть.
4. Следующее задание от Матроскина. (дети садятся за столы)
- Матроскин прислал нам вот такие паровозики с тремя вагончиками. Мы с вами уже знаем, что первый вагончик-это начало слова, второй –середина, третий- конец слова. Я буду называть слова, а вы определять, где в этих словах слышен звук «Р» –в начале, в середине или в конце слова.
- Дети, Матроскин прислал нам стихотворение и просит назвать слова со звуком «р» в этом стихотворении. А за каждое правильное слово получите фишку.
В день рожденья брату Боре,
Нарисую краской море,
И кораблик с якорьком-
Боря будет моряком!
- Ну, теперь проверим, как вы научились, произносит звук «р»
- Кто быстро без ошибок повторит скороговорки.
1.«Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят.»
2. «На горе Арарат зреет красный виноград»
(воспитатель смотрит коробку с посылкой – там больше нет заданий, есть записка)
-А в посылке больше нет заданий, все задания мы выполнили, поздравляем, молодцы. Осталась одна записка:
«Молодцы, ребята, все задания вы выполнили, надеемся, теперь вы быстро научитесь правильно произносить звук «р». В подарок высылаем книгу Э. Успенского «Зима в Простоквашино» и конструктор. До скорой встречи на страницах книг и мультфильмов».
Воспитатель: Ну вот, ребята, какая интересная посылка пришла нам из Простоквашино.
- Какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?
-Трудные были задания? Понравились они вам?