Людмила Кострикина
Комплекс упражнений для правильного произношения звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений для правильного произношения звука [Р]
Для правильной речи детям необходимо правильное произношение всех звуков русского языка. Самым сложным в русском языке является звук «Р», его постановкой занимаются в последнюю очередь. Для этого необходимо ежедневное выполнения артикуляционной гимнастики, что невозможно без сотрудничества с родителями. Вся занятия носят запоминающиеся название, вызывают у детей необходимы ассоциации. Для плодотворных и интересных занятий мною было создана презентация для родителей, которая поможет развитию мышц языка, губ и мягкого неба.
Публикация «Комплекс упражнений для правильного произношения звука [Р]» размещена в разделах
«Чистим зубы»
Губы ребенка в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Он должен широко открыть рот и кончиком языка
«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языка из стороны в сторону
«Маляр»
Губы и нижняя челюсть ребенка неподвижны. Он должен улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад
Кто дальше загонит мяч
Ребенок должен улыбнуться, положить широкий, передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длинный звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следите, чтобы ребенок произносил звук [Ф], а не звук [Х], т. е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. Это упражнение поможет выработать плавную, длинную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
«Вкусное варенье»
Ребенок слегка приоткрывает рот и широким передним краем языка облизывает верхнюю губу,
делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
«Индюк»
Ребенок должен приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала нужно производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).
Следите, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языка были вперед-назад, а не из стороны в сторону. При этом язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасывать вперед.
«Барабанщик»
Рот ребенка должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Он должен улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий звук [Д]. Сначала звук [Д] нужно произносить медленно, а затем убыстрять темп.
Следите, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара – не был хлопающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук [Д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого нужно поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения он будет откланяться.
Список использованной литературы
1. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Авт. -сост. Белов Н. В. – Минск: Харвест, 2011 - 320