Наталья Маркелова
Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь
много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» размещена в разделах
Работая над развитием речи дошкольников, педагог должен ставить перед собой цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решать следующие задачи :
–Создать в группе развивающую среду;
-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
-Развивать мелкую моторику рук.
Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе.
«Центр речевого развития» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры)
«Центр театра»
(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
«Сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
(Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.
«Центр книги»
(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем педагоги должны выставлять различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
В своей работе педагоги должны использовать различные методы и формы:
Методы речевого общения
1. Наглядный
2. Практический
3. Словестный
Формы работы с детьми
1. Образовательная деятельность. Составление описательных рассказов.
Решать задачи из всех разделов программы: развивать навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогать реализовать возможности речевого развития.
2. Также использовать музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
3. Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомить детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказывать им о писателях, знакомить с историей произведения, расширять и усложнять круг чтения детей. Художественная литература служит действенным методом нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
4. Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
5. Развитие речевого общения через игровую деятельность
Через игру побуждать детей к общению друг с другом, а сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
6. Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
7. Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут различные деревья и кустарники. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
8. Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Подвижные игры бывают:
1. С разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»
2. С бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса»
3. С прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля»
4. С подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении»
5. С метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом»
6. На ориентировку в пространстве: «Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»
7. Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»
8. С мячом
Работа с родителями
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Использовать различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации);
информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, групповые открытые занятия с участием родителей)
информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)
Так же проводить беседы по просьбе логопеда, передаем домашнее задание.
Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.