ЕЛЕНА БРОСОВА
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по саморазвитию
На тему:
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Выполнила:
Воспитатель
Бросова Е. В.
2020г.
Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие речи детей по средствам дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.
2. Наметить основные задачи работы по развитию речевых способностей детей посредствам дидактических игр.
3. Изучить и внедрить современные формы работы, технологии в воспитательно- образовательный процесс.
4. Разработать перспективный план работы с детьми по развитию речи по средствам дидактических игр.
5. Обобщить и распространить педагогический опыт. расширять представления о многообразии дидактических игр для развития речи.
Планируемы результаты:
Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандарт педагога.
Актуальность
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Программа работы над темой саморазвития
Этапы
Срок реализации Содержание работы Практические выходы
Диагностический
(Сентябрь
2020 г.) - выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса.
-разработка и оформление плана работы по саморазвитию
Информационно -аналитический
(Сентябрь-декабрь 2020 г.) - изучение методической литературы по данной теме;
- Изучение статей и опытов работы коллег по теме «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам
-изучение современных форм работы, технологий;
- подбор методической литературы по теме (см. список литературы);
- подбор статей;
- определение форм работы с детьми;
- применение новых технологий в работе по развитию речи.
Практический
(декабрь-май) - Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию;
-обогатить развивающую среду в области «Речевое развитие»
-Оформление картотек:
1.«Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи ; 2.«Словесные дидактические игры»
3. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
4. Игры для развития грамматического строя речи
-Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр;
-разработка консультаций;
-разработка анкет;
-изготовление папки –передвижки.
- перспективный план по данной теме;
- картотеки дидактических игр и упражнений»
-конспекты занятий;
- обновление развивающей среды;
- консультации и доклады для педагогов и родителей;
-анкеты для родителей;
-презентации ;
-папка-передвижка.
Подведение итогов
(май) - систематизация и обобщение накопленного опыта работы;
- оформление результатов работы по теме - трансляция педагогического опыта в профессиональных интернет сообществах;
- выступление на пед. совете с отчетом по итогам работы и обмену опытом.
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Октябрь
-Беседа с детьми «Моя любимая игра»
Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.
- Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.
«Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет, Новый учебный год»
Пропаганда знаний по развитию речи.
-Взаимодействие с учителем-логопедом
-Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет»
-Анкетирование
«Игра в жизни вашего ребенка»
Взаимодействие с педагогом-логопедом
Публикация на сайте «Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников»
Ноябрь
Развлечение в форме экологической игры «Путешествие в весенний лес» (с использованием дидактических игр)
Консультация
(в уголке для родителей и на сайте)
«Учите детей правильно произносить и различать звуки»
Консультация
«Методика обучения детей рассказывать по картинке»
Декабрь Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).
«Вершки-корешки»
«Фрукты и овощи»
«Новоселье»
«В мире растений» Консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). Обмен опытом
Январь Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи:
-«Испорченный телефон»
-«Светофор»
-«Повтори»
-«Поймай звук»
-«Поиграем в сказку»
Показ презентации «Развитие речи детей 6-7 лет» Показ презентации «Развитие речи детей 6-7 лет»
Февраль -Работа по :
-составлению рассказов по сюжетной картине;
-закрепить умения пересказывать небольшие литературные произведения;
-Отгадывать загадки;
-Подбирать к существительному прилагательное;
-Подбирать слова-антонимы.
Консультация
(на сайте и в группе)
«Игра, как средство развития речи дошкольника».
«Поиграем!».
Изучение опыта педагогов ДОУ.
Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми
Март ООД по развитию речи
через дидактические игры
на тему: «Путешествие в лес»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Обмен опытом
Апрель Развлечение
«Путешествие в страну правильной речи»
Видео-отчет
(на сайте)
Развлечение
«Путешествие в страну правильной речи»
Буклет «Рекомендации по планированию дидактических игр для педагогов»
Май Наблюдение
«Во что играют наши дети» Фотовыставка
«Вот как я играю в детском саду» Взаимодействие с педагогом-логопедом.
Составление отчета по выполнению плана по самообразованию
Список используемой литературы
1. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду»
2. Выготский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М. Просвещение, 1991г
3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с. 21.
4. Гербова В. В. занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 175с., ил.
5. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
6. Дошкольная педагогика №2 (43)/ февраль/ 2008
7. Е. А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.
8. Запорожец А. В. Психология действия. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
9. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя детского сада /. – М. : Просвещение, 1989. – 127с.
10. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
11. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
12. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.-432 с.
14. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с
15. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988. – 159с. : ил.
16. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160 с.
17. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
18. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
19. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г
20. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
21. Олифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство «Гном и Д», 2001. – 128 с.
22. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г.
23. Популярная психология для родителей (Под редакцией А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
24. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М. : Педагогика, 1983. – 160 с. ил.
25. Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л. С. Выготский и Н. И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1
26. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
Интернет ресурсы: https://infourok.ru,/nsportal.ru,maaam.ru.