Марина Карпович
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — велики дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм (чтение и письмо).
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
Ребенок должен овладеть словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
Задача взрослых — помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять себе весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период формирования самостоятельной речи.
Подготовительный период длится с рождения ребенка до времени появления первых осознанных слов — примерно до 12 месяцев. Начинается он с того, что ребенок криком и так называемыми голосовыми реакциями сигнализирует о своих потребностях. С полуторамесячного возраста ребенок пытается артикулировать звуки речи. Вначале это только предречевые голосовые реакции: гуление- с 1,5 до2-3месяцев ребенок произносит гласные звуки; свирель - около 4 месяцев; лепет - с 5-6 до 6-7 месяцев; модулированный лепет - с 8,5 до 9 месяцев; от 9 до 1 года — развивается подражание в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания, развивать пассивный словарь ребенка.
Период формирования самостоятельной речи: от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладает лепет, хотя ребенок может повторять за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить, легко подражает новые слоги; с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно (максимум — 58 слов, минимум — 3 слова, лепет резко сокращается; с1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых правильно. Ребенок повторяет двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов с ударением на первом слоге; с 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев ребенок произносит предложения из 2-3 слов — ударных слогов либо аморфных слов. Ребенок обозначает словами свои действия. с 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца происходит рост состава предложения до 3-4 слов; с 2 лет 1 месяца до 2 лет 3 месяцев усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; с 2 лет 3 месяцев до 3 лет происходит развитие сложного предложения; появляются служебные слова для выражения синтаксических отношений (предлоги, частицы, а также местоимения, используются существительные во множественном числе, появляются глаголы прошедшего времени. Главное приобретение этого периода заключается в том, что ребенок начинает пользоваться речью во всех своих взаимоотношениях с окружающими.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Важно в общении с ребенком, особенно в раннем возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова. Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом. Маленького ребенка следует приучать пользоваться своим голосовым аппаратом, воспитывать умение следить за своей речью. Прежде всего, надо научить ребенка слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находиться в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.