Получи документы

Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания

Мангутова Асия Аббасовна
Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом совете воспитателя Мангутовой А. А., воспитателя МДОУ «Детский сад №114»

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.

Публикация «Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Природа окружает ребенка с ранних лет. Константин Дмитриевич Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

В работе по развитию речи детей мы выделяем несколько моментов:

обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи; развитие монологической речи; индивидуальная работа с детьми.

Обогащение и активизация словаря

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, следует остановиться на работе по обогащению и активизации их словаря. В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее: отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем, мы должны акцентировать внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения мы неоднократно повторяем новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы дети в своих ответах на них обязательно употребляли данное слово. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра. Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью. Задания постепенно усложняются: подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений и, причем, предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз - снег сухой и скрипит», «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями», «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки», «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло», «Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад». Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше мы используем эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

Положительная оценка воспитателем самостоятельного речевого решения ребенка дает ему уверенность в своих силах.

Развитие диалогической речи

Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности. Рассмотрим развитие диалогической речи детей 5-7 лет. Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений. Что же делать? Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, лучше начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. Даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации стимулируют развитие речи детей. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, необходимо с ними рассматривать картины мастеров живописи, помочь детям понять замысел художника, расширить представления и речь детей.

Развитие монологической речи.

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

- развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;

- активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;

- организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

В среднем дошкольном возрасте умение детей рассказывать только начинает формироваться. Первые рассказы их состоят из 3-4 предложений, причем часто ребенок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты, излишне детализирует повествование. Это создает некоторую бессистемность, непоследовательность детских рассказов. В речи детей этого возраста преобладают простые нераспространенные предложения.

В старшем дошкольном возрасте довольно большой словарный запас дает возможность ребенку выбрать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь; в то же время исчезает ненужная детализация и недосказанность.

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения; знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин;

2. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года и описание пейзажной картины;

3. описательный рассказ о сезоне в целом, описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному». Сюжетный рассказ о природе доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках и экскурсиях. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу дети могут передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету.

Таким образом можно заметить, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ. Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный сюжетный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе - значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. Рассказ должен быть очень выразительным. А для развития выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

Одним из видов творческих заданий является составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы. Рассказы-этюды – это небольшие рассказы на предложенную тему, своеобразные словесные зарисовки. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. При этом педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. Сначала этот образец используется детьми часто, затем они получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем педагог предлагает свой образец только в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей.

Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь.

В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от нас, воспитателей, огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания Доклад на районном семинаре на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Актуальность экологического воспитания дошкольников Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности.

Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников» Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию.

Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания «Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к.

Презентация «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника.

Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания. Разнообразный труд в природе доставляет.

Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Доклад «Современные образовательные технологии: особенности использования дидактических игр, мнемотаблиц, лэпбука, адвент-календарей в.

Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности Целью статьи является анализ методик, технологий, форм речевого развития младших дошкольников средствами вокальной деятельности, и определить.

«Осенняя корзина». Художественно-эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4–5 лет Тема: «Осенняя корзина». Художественно – эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4-5 лет. Цель: Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 29 января 2019 в 14:33
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Мангутова Асия Аббасовна (УИ 200062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД