Лучший педагог года

Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Наталья Киреева
Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Современные образовательные технологии : особенности использования дидактических игр, мнемотаблиц, лэпбука, адвент-календарей в процессе экологического воспитания дошкольников»

Подготовила:

Боровская Лариса Владимировна, Киреева Н. Ю.

воспитатель

Публикация «Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Для успешного решения задач экологического воспитания используются такие формы работы как мнемотехника, лэпбук, дидактические игры и адвен-календарь.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приё мами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного); кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы). Для детей младшего и среднего возраста используются цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка). Позже изображение персонажей усложняется – зарисовывается в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуются в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей. Работа с мнемотаблицами ведется по следующим этапам:

1 этап: рассматривание готовой таблицы, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, преобразование абстрактных символов с мнемотаблицы в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

В работе используются алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используются мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику.

Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира.

Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук, который представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок достает, перекладывает, складывает по своему усмотрению. Использование лэпбука способствует пониманию и запоминанию информации по теме; приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме; способствует повторению и закреплению материала. Лэпбук может быть посвящен определенной экологической теме, например, «Красная книга», «Кому нужна вода?», «Редкие животные» либо отражать тему более широко, например, «Экология», «Времена года» «Любите и охраняйте природу», которая может охватывать несколько тем. Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточненными и дополненными новыми интересными фактами.

Предназначен лэпбук для подгрупповой и индивидуальной работы в группе детского сада. Это хороший способ закрепить тему по изучению правил поведения в лесу, систематизировать знания о деревьях и животных леса, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников это формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе. При проведении игр решаются такие задачи как: расширение кругозора детей; развитие у детей наблюдательности и любознательности; воспитание познавательных интересов, любви к природе, бережном и заботливом отношение к ней. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные; настольно-печатные; словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Они используются с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д.

Настольно – печатные игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» «Живая или неживая природа» «Экосистемное домино» «Весной, летом, осенью» «Что в корзинку мы берем?» и пр.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Они проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы, являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, он проводится как в помещении, так и на прогулке. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Кто знает, пусть продолжает»,

«Да - нет», «Сад — огород», «Опиши, мы отгадаем», «Какое насекомое, назови?»

Еще одной формой работы по экологическому воспитанию является адвент календарь. Наиболее привычная форма календаря Адвента - коробочка с открывающимися окошечками, так же это могут быть бумажные конусы, пакетики, открыточки, баночки, конверты и др. Задания готовятся детям на месяц. Спрятать где нибудь большой подарок и нарисовать карту с заданиями, которые дети должны выполнить. Карту разрезать на необходимое количество кусочков и вкладывать в кармашки каждый день по кусочку карты, чтобы в конце месяца можно было собрать ее целиком и найти главный приз. Например, «Животные леса», «Домашние животные», «Растения луга», «Живая и не живая природа» и др. Так же в конверты можно вложить загадку или ребус на экологическую тему или карту, указывающие на место, где спрятан сюрприз. Кроме того, там могут лежать ежедневные задания, за выполнение которых ребенок получит сюрприз.

Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.

Публикации по теме:

Использование учителем-логопедом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Из опыта работы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК. Любая.

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС  «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Жан де Лабрюйер Одна из главных задач дошкольного.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ – технологий в образовательном процессе. Существует.

Методические аспекты современных образовательных технологий Методические аспекты современных образовательных технологий. План: 1. Понятия: «инновация», «педагогическая инноватика», «педагогическая.

Отчет об использовании современных образовательных технологий согласно ФГОС до в воспитательно-образовательном процессе Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности дошкольника. Свою основную цель мы видим в обеспечении.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Перечень современных образовательных технологий Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Следует.

Использование современных образовательных технологий Использование современных образовательных технологий в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Голубцова Л. И. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 12:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение современных образовательных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД