Ирина Викторовна Винюкова
Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию целого мира. С чего же начать решать столь значимую задачу? Ученые: Гирусов Э. В., Глазачев С, Н., Моисеев Н. Н. считаю, что возникла необходимость для разработки стратегии согласованности существования вселенной и человека. Речь идет об индивиде с обновленным мышлением, способного осознавать результаты своего отношения окружающему нас миру и способного жить в гармонии с ним.
Публикация «Консультация „Основы экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология – среда обитания всего человечества. Здесь вступают во взаимодействие очень важные процессы и обстоятельства, влекущие за собой устойчивые формы развития.
Экологическое воспитание – важное направление в системе образования. Усвоение у подрастающего поколения основ экологического воспитания – представляет собой наиважнейший показатель жизни общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. Известно, что истинная красота заложена в природе и наша задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть ее, научиться ценить и беречь.
К главным задачам относят:
• Формирование системы знаний;
• Развитие познавательного интереса к природе;
• Обогащение представлений о природе родного края;
• Многообразие природного мира;
• Воспитание нравственных чувств.
Главная цель научить ценить окружающий мир. Существующая образовательная программа рекомендует использовать методы и формы, которые смогут обеспечить в ОД постепенное развитие активности, самостоятельности и творчества. Они обязаны соответствовать новым подходам экологического образования.
Экологическое воспитание дошкольников несет задачи, которые для многих ученых-исследователей интересны и привлекательны. Изучены аспекты освоения детьми – знаний о природных зависимостях, о труде человека по уходу и содержанию живых существ, опыта рационального отношения к природе.
Эстетическое воспитание – представляется процессом приобщения самого человека ко всему прекрасному во всей жизни. В этом заключается формирование у всего человечества возвышенных чувств и поведения.
Немаловажным условием развития выступает окружающая среда дошкольного учреждения : само здание детского сада, участок для прогулок с его оборудованием и зелеными насаждениями, развивающая предметно-пространственная среда: мебель в групповой комнате, разнообразные развивающие игрушки и пособия по возрасту.
Природа оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка, безвозмездно дарит ему свою живую музыку, свой запах, приводит в состояние радости, умиротворения, удивляет и восхищает, развивая привязанность к своему родному краю, месту где он родился и продолжает расти и жить.
Основа экологической культуры связано прочной нитью с историей окружающего мира. Начинать обучение необходимо с дошкольного возраста, так как в это самое время полученные первоначальные знания могут в дальнейшем преобразоваться в очень прочные жизненные убеждения.
Начиная с двух летнего возраста проявляется первоначальное знакомство и углубление знаний в экологическом развитии. Дети начинают осознавать и выделять себя из окружающей среды, в этот момент развивается речевая и умственная активность, желание как можно больше знать.
В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему происходящему. В процессе познания педагог не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит их к ее пониманию.
В ДОУ прогулка является важнейшей закономерностью привития у детей чувства осознания природы.
Наблюдение предоставляется одним из важных средств ознакомления с окружающим миром. Оно должны в детском саду проводиться ежедневно.
Знания о явлениях, получаемые на прогулках углубляются и дополняются в ОД. Именно опыт живого общения с природой дает возможность гораздо лучше осознать и более эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку и более точно позволяет выразить свое отношение. Слушая об увиденном, дошкольник сопоставляет действительность и художественные образы, ярче может прочувствовать красоту природных явлений. Прекрасное в природе безгранично и неиссякаемо.
Взаимоотношения человека разумного с природой становится значимым аспектом самой экологии, являющийся основой стремительно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека и не может оставаться в стороне от познания современного ребенка. Примеры нерационального природопользования и катастрофических последствий воздействия на природу и на здоровье людей, должны быть взяты на постановку задач дошкольной педагогикой для формирования у детей первоначальной позиции по вопросу защиты и охраны нашей природы.
Существует три составляющие стороны общения ребенка с природой которые можно выделить:
• Эмоциональная – когда чувства и впечатления становятся личностными переживаниями и преобразуются в отношение;
• Интеллектуальная – когда заложены экологические знания;
• Практическая – когда происходит общение с живой природой.
Для того, чтобы эко-воспитание было более полноценным необходимо использовать: наглядные пособия, иллюстрационный материал; уголок с живыми растениями; на территории должны быть сад, огород, цветники, экологическая тропа на территории детского сада.
Уход за растениями и организация систематического труда является неотъемлемой часть обучения. Обязательно должен делаться акцент на то, что продолжение жизни растений не может осуществляться без надлежащего ухода. Проявляя заботу о растениях, мы создаем и улучшаем условия для их существования. Забота о живом должна стать неотъемлемой частью жизни ребенка. И только тогда бережное отношение будет иметь правильное развитие.
Нам необходимо стимулировать детскую любознательность, учить видеть изменения в природе, самостоятельно делать выводы.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях, но экологическое образование представляет собой реализацию комплексного подхода к охране и сбережению окружающей среды, а ребенок, который будет видеть адекватное отношение к природе и всему живому, будет относиться к ней бережно и с заботой.
Каждый день в природе неповторим!