Татьяна Кухаренко
Речевая среда как фактор речевой активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая среда, как фактор развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста логопедической группы № 6.
Я работаю в логопедической группе, в эту группу ходят дети с ОНР, это дети у которых нормальный слух и сохранный интеллект, но нарушено формирование всех компонентов речевой системы : лексики, грамматики и фонетики. Развитием речи в группе занимаются воспитатели и логопед в НОД и в совместной деятельности, на коррекционных занятиях, в режимных моментах. Мы работаем по программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Основной Общеобразовательной Программе.
Публикация «Речевая среда как фактор речевой активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Несмотря на их несомненную пользу, нельзя не отметить и недостатки: практически работают только активные дети, удельный вес собственной речи ребенка невелик – большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей. Следовательно, необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий в свободной, самостоятельной деятельности и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду.
Развивающая среда должна являться не отработкой знаний ребенка, а внутренним стимулированием его развития. Ведь все, что попадает в поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
Предметно-игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
проблемная насыщенность;
создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов;
многофункциональность и вариативность модели среды : открытость к изменению, преобразованию среды детьми, в соответствии с рабочей лексической темой;
стимулирование и провоцирование речевой активности, диалога в освоении речевой лексической темы;
психологическая комфортность: создание обстановки, которая расковывает и подводит к мотивации успешности.
Хотелось бы рассказать, как мы используем речевую среду в нашей группе для развития речевой активности детей.
Основным является речевой - коррекционный уголок в группе:
Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, зеркала, игровой, дидактический и наглядный материал.
С их помощью создаются условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя - логопеда. Содержание определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.
Игровой и дидактический материал заменяем или пополняем в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Материал, содержащийся в речевом - коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.
Наполняемость уголка осуществляем по разделам:
Лексика:расположены картинки, отражающие изучаемую лексическую тему, которая изучается на этой неделе «Одежда», которая была на прошедшей неделе «Продукты питания», и которая будет на следующей неделе «Головные уборы», выкладываем развивающие пазлы, игры по теме: лото «Одежда по временам года», «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
Артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах)
Пальчиковая гимнастика (карточки)
Мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки «Одежда для котика», мозаика, пазлы,
Игры на дыхание: вертушки, игры на воздушную струю и т. п. ;
Словестно-дидактические игры :по теме «Одежда» : разрезные картинки «Одежда», домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
Игры на развитие фонематического слуха: «Громче-тише» (крупы в киндере).
Звукопроизношение: игры на автоматизацию звуков: «Подбери и назови»
Грамматический строй речи: по теме «Одежда» : игра «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», сделанная нами игра «Рассели по домикам. Он, она, оно, они» (предметы одежды)
Связная речь: сюжетные картинки для составления рассказов,
-с изображением профессий (закройщик, портной, швея)
- с основными частями (одежды)
- с изображением техники, электротехники (швейная машина)
- с чётко выраженными признаками (чистый – грязный)
- с изображением действий (шьёт, гладит, выкраивает, вяжет)
- с изображением синонимов (игра)
- с изображением предметов во множественном числе
- с изображением несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино)
Грамота: буквы, «Выложи букву».
Мнемотаблицы (рассказ об одежде, продуктах питания)
В уголке есть персонаж-мягкая игрушка пчёлка, которая предлагает детям различные темы, игры, загадки, вопросы и дети рассказывают ей истории, отвечают на вопросы.
В речевой среде невозможно обойтись без зеркала. С его помощью в вечерние часы проводим индивидуальные занятия по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков.
Рядом с речевым уголком расположен книжный уголок.
Книжный уголок
Художественные произведения по лексической теме,по программе. Проходили тему «Одежда», познакомились с писателем Носовым и читали его произведения: «Живая шляпа», «Заплатка».
Книги разной тематики и жанров: сказки, рассказы о природе.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Игры «Узнай сказку», картинки по сказкам.
Портреты писателей. Книги писателей.
Музыкально-театрализованный уголок:
Наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, театр би-ба-бо, пальчиковый театр, шапочки, маски, театральные костюмы, ширма.
Располагаем материал, который предлагает музыкальный руководитель по нашей лексической теме.
Спортивный уголок: ставим карточку речевой игры по лексической теме, предложенную инструктором физкультуры.
Игровые модули для сюжетно-ролевых игр («Ателье»)
В изо-уголке:
Портреты художников иллюстраторов (выставка иллюстраций Е. М. Рачёва к сказкам (рассматривали одежду героев русских народных сказок, трафареты, раскраски по теме «Одежда», алгоритмы рисования одежды).
Уголок познания:
Альбомы «Мой край», «Москва», игра «Одежда народов России».
Выставка кукол в старинной одежде.
Экспериментальный уголок:
Опыты с разными тканями (ситец, шифон, драп, болонь, джинс)
Уголки все эстетичны, привлекательны для детей, доступ к уголкам удобный.
У воспитателей есть методическое обеспечение:
Картотеки игр на звуковую культуру речи, на развитие фонематического слуха, на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи.
Речь взрослых является образцом для подражания детей. Она должна быть эмоциональной, выразительной, вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.
Мы используем все режимные моменты для активизации речевой активности детей. На прогулке развиваем речь детей, во время наблюдений, игр, за счет выносного игрового материала в соответствии со временем года.
Очень важна работа с родителями:
Им представлены для информации папки-передвижки: «Игротека в кругу семьи» (игры с детьми по развитию речи дома, по лексической теме на неделе «Одежда», по самообразованию педагогов «Книга-лучший друг ребёнка», «Аппликация-хорошо это или плохо?».
Выставки работ детей «Моя мамочка» (выставка была приурочена к «Дню матери», дети рисовали маму в нарядной одежде).
Родители вовлечены в педагогический процесс, участвуют в выставках, консультациях, открытых занятиях, активно выполняют домашние задания, подготовленные учителем-логопедом.
И только тогда, когда речевая среда будет специально оформлена, когда она будет развиваться системно во всех видах деятельности и при участии всех специалистов ДОУ и родителей, только тогда вовлеченные в интересную для себя деятельность активизируются и дети, а, следовательно, будет лучше и качественнее результат работы с ними.