Оксана Рябченко
Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Публикация «Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Так же многие отмечают то, что дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.
Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.
Формы проявления детской инициативы, методы и приемы.
В речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырё х блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
Цель: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
В своей работе в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в речевом высказывании я применяют следующие методы и приемы:
• Беседы
• Вопросы
• Дидактические игры
• Чтение литературы
• Придумывание загадок
• Выполнение детьми движений в соответствии с речью
• Составление рассказа по сериям картин
• Составление рассказа по схемам детей
• Составление начала рассказа детьми
• Детская выставка рисунков (с последующим придумыванием сказки)
• Создание детьми книжек-самоделок (с привлечением родителей)
Развитие инициативности и самостоятельности детей в процессе занятий.
Целью поддержки инициативы детей в речевом развитии на занятиях создаются следующие условия:
- разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, рисунки для развития мелкой моторики пальцев рук);
-картотеки дидактических игр и упражнений на развитие связной, монологической речи, формирование правильного дыхания, развитие фонематического слуха и внимания. Материал для занятий подбирается в соответствии с лексической темой.
В ежедневных разработках занятий я ставлю следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения.
Роль учителя-логопеда в развитии детской инициативы.
На занятиях я развиваю активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащаю их словарный запас, поощряю к использованию новых слов, ежедневно использую в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применяю пословицы и поговорки, образные выражения, а также чтение сказок детям. Дети участвуют в обсуждении прочитанного, высказывают свои впечатления. Я поощряю стремление ребенка делать собственные умозаключения, поддерживаю стремление детей рассказывать о личном опыте, опираясь на фотографии из семейного альбома, делиться своими впечатлениями.
Во время дидактических игр, сюжетно-ролевых, творческих у детей развивается речь. Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. Дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Во время игр у ребенка появляется стимул для разговора. Он может поделиться своими впечатлениями от новой игры, посещения спектакля, музея, выставки со своими товарищами.
Деятельность учителя-логопеда по поддержке детской инициативы :
• Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
• Поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу;
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей.
• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор сказки для постановки (инсценировки) спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей. Участие детей в проекте : беседы по сказкам, дидактические игры с участием детей, экскурсии, выставки, творческие работы детей.
Продуктивные виды деятельности детей в речевом развитии.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, развитие связной, монологической речи, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
• Рисование картин на тему: «Сказочная осень глазами ребенка». Составление небольшого рассказа по рисунку (перед рисование дети посетили выставку в Доме Офицеров «Осенние фантазии»).
• Изготовление детьми «книжки-самоделки», с последующим придумыванием сказки (совместная работа родителей с детьми)
• Презентация «книжки-самоделки»
Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности.
1. Составление для родителей анкет «Сказка в жизни ребенка»
2. Составление для родителей памяток «Читаем детям сказки»
3. Совместная творческая работа родителей с детьми: изготовление «книжки-самоделки» (с придумыванием сказки)
4. Семинар-практикум для родителей «Развиваем правильную речь детей с помощью игр»
В своей работе я использую следующие дидактические игры:
Дидактическая игра «Если я…»
Цель: развивать у детей последовательность речевых высказываний, логическое мышление.
Логопед начинает предложение со слов «Если я.» и просит детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
Если я полью цветы.
Если я соберу свои игрушки.
Если я выйду летом в пальто.
Если я лягу спать в одежде.
Если я открою в ванной кран с горячей водой.
Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
Упражнение «Что будет, если.»
Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.
Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
• Что будет, если будут часто идти дожди?
• Что будет, если исчезнут все книги?
• Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
• Что будет, если ты научишься читать и писать?
• Что будет, если исчезнут все птицы?
• Что будет, если солнце исчезнет?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: развивать у детей последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения.
Если в воскресенье будет хорошая погода, то. (мы пойдем гулять и т. п.);
Если на улицах лужи, то. (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);
Ребенок ходит в детский сад, потому что. (он еще маленький, ему там нравится и т. д.);
Мы тепло одеваемся, потому что. (на улице холодно и т. п.);
Девочка ударилась и заплакала, потому что. (ей стало больно, очень торопилась и т. п.)
Дети любят мороженое, потому что. (оно вкусное, сладкое и т. д.);
Саша еще не ходит в школу, хотя… (уже собирается,.).
уже подросла и т. п.);
Даша еще маленькая, хотя.» (уже ходит в садик и т. д)
Дидактическая игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Логопед предлагает детям составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Дидактическая игра «Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Логопед напоминает детям правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает мяч тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт мяч другому играющему, чтобы тот отгадал.
Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»
Дидактическая игра «Придумай небылицу»
Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.
Содержание. Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы и объяснять их. Логопед дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают, замечают и называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из пяти-семи предложений. За лучший рассказ - звездочка.
Дидактическая игра «Придумай окончание к фразам»
Цель: развивать монологическую, правильную речь, воображение детей; логическое мышление.
Логопед предлагает детям послушать и придумать окончание фразы.
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
Дидактическая игра «Волшебные превращения»
Цель: развивать воображение и образную память, инициативность, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Составление сказки «Приключения Маши в лесу».
Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей, образную память, инициативность, логическое мышление.
Логопед спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.
Составление рассказа «Расскажем про белочку»
Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)
Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Продуктивные виды деятельности.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, развитие связной речи, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Рисование картин на тему: «Сказочная осень глазами ребенка». Составление небольшого рассказа по рисунку (перед рисование дети посетили выставку в Доме Офицеров «Осенние фантазии»).
Изготовление детьми «книжки-самоделки», с последующим придумыванием сказки.
Таким образом, роль учителя-логопеда в развитии инициативы и самостоятельной речевой активности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить речевую активность в различных видах игровой деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.