МААМ-картинки

«Ребенок познает мир». Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста (22 фото)

Марина Дёмина
«Ребенок познает мир». Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Публикация «„Ребенок познает мир“, Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является сензитивным, т. е. благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Л. С. Выготский в своих работах дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок в развитии, ребенок начинает задавать окружающим вопросы.

Для детей раннего возраста характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия,являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир.

«Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал».

(Е. А. Мухачёва.)

Актуальность.

Система взаимодействия детского сада и семьи по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста способствует интеллектуальному развитию ребёнка и создаёт прочный фундамент для совершенствования его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного овладения умениями и навыками, а так же социальной адаптации в детском коллективе.

Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов.

Сенсорное развитие способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.

Цель и задачи проекта.

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

Задачи:

1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей.

2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

3. Приобщить родителей к организации игр в семье и в детском саду.

Ожидаемые результаты.

1. У детей сформирован устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.

2. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

3. Повысился уровень знаний по сенсорному воспитанию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их.

4. Повысилась заинтересованность родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе.

План работы.

I этап – организационный.

Методическое сопровождение:

1. Составление диагностических карт

2. Проведение мониторинга (наблюдение, дидактические игры).

3. Составление картотеки игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей.

4. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

5. Составление перспективного плана по сенсорному развитию детей раннего возраста

6. Разработка конспектов НОД по воспитанию сенсорной культуры у детей.

На диагностическом этапе в работе с детьми решались следующие задачи :

1. Умение подобрать по образцу геометрическую фигуру.

2. Умение подобрать по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.

Результаты мониторинга детей раннего возраста позволили сделать следующие выводы:

Высокий уровень сенсорного развития имеют – 22% детей,

Средний уровень - 27%, Низкий уровень - 49%.

Это говорит о том, что уровень сенсорного развития не соответствует требованиям, отвечающим данному возрасту.

В ходе анкетирования родителей решались задачи:

1. Выявление компетентности родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Изучение особенностей семейного воспитания (умение организовывать игры на развитие сенсорных способностей в условиях семьи).

3. Обсуждение с родителями форм взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и развития.

Критерии оценки уровня педагогической культуры родителей в вопросах развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

- осознание родителями важности сенсорного развития детей раннего возраста,

- уровень знаний и умений в организации игр по развитию сенсорных способностей,

- степень готовности родителей принимать участие в работе по развитию сенсорных способностей у детей.

Выяснилось, что родители не достаточно компетентны в вопросах сенсорного развития ребёнка и организации игр в условиях семьи.

Родители с высоким уровнем педагогической культуры (партнеры) составили лишь 33%, со средним (наблюдатели) -27%, с низким (равнодушные) - 40%.

II этап – Основной.

Осуществление практических дел, предусмотренных в проекте (мероприятия, игры, эксперименты, опыты, конкурсы).

Развивающая среда.

1. Приобретение игрового материала.

2. Создание в группе «Центра сенсорного развития»

3. Наглядный материал по активизации сенсорного опыта детей.

4. Звучащие игрушки.

5. Игрушки для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.

6. Проведение родительского собрания на тему «Что такое сенсорное развитие?»; консультации, беседы, совместные игры.

Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность - это дидактические игрушки.

Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Наша задача заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

При планировании занятий с детьми второго года жизни я учитывала два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности:

- поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам;

- возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.

Чтобы как можно более целенаправленно развивать сенсорные способности ребёнка на первых годах жизни в группе были созданы (при активной помощи родителей) условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Вместе бегаем, играем».

Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Для построения предметно-развивающей среды соблюдались следующие принципы:

- принцип открытости;

- гибкого зонирования;

- стабильности – динамичности развивающей среды.

Эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста.

В своей работе мы использовали нетрадиционные игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные совместно с родителями. Игры полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Они охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка раннего возраста, что предаёт им особую значимость.

Галерея нетрадиционных игр и пособий.

1. Пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительномоторной координации:

- пирамидки, кубики, блоки Дьенеша цветные палочки Кьюизинера, кубики Никитина, и т. д

- дидактические игры: «Цветные картинки», «Геометрическое лото», «Пазлы», «Посади бабочку на цветок», и т. д.

«Ребенок познает мир». Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Фото «Ребенок познает мир»
. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста - фото
Фото №1 Развитие ребенка

2. Пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики:

Дидактические игры : "Сухие и липкие материалы", "Разные поверхности" и т. д. (Приложение 3).

Массажные мячики, бусинки, крупы, конструкторы и мозаики различных видов, коллекции " Мир бумаги", "Мир ткани" и. т. п.

Материалы для педагогов развитие ребёнка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме цвете величине положение в пространстве а также запахе вкусе Сенсорное развитие и воспитание Сенсорика сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств накопление представлений об окружающем мире

3. Игры с водой и песком.

Центр «Песок и вода» - помогает в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова построить.

Для игр с песком у нас есть совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек).

Фото №2 Публикация Ребенок познает мир Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста размещена в разделах Младшая группа Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание Фото №4 Сенсорика Темочки Исследования отечественных психологов Выгодского Л

4. Речевые кубики мы используем для пополнения словарного запаса, учим узнавать предметы на рисунке, развиваем внимание детей, совершенствуем координацию рук.

Крупные кубики с крупными, яркими изображениями на всех сторонах: предметов, действий, животных, размеров, цветов, несложных сюжетов, расположения предметов (использование предлогов в, на, за) очень нравятся малышам, и они с удовольствием с ними играют.

Фото №5 показывают что ранний возраст является сензитивным т Фото №6 благоприятным для развития воображения восприятия ручной умелости речевого развития Фото №7 Выготский в своих работах дает заключение что возраст до трех лет это время возникновения устойчивого независимо от внешних положений осмысленного восприятия

Взаимодействие с родителями.

В ходе реализации проекта с родителями были проведены:

- Родительское собрание «Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

- Мастер – класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», где познакомила с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

- Индивидуальные консультации – организация консультаций по инициативе родителей (объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома).

В этот период происходит скачок в развитии ребенок начинает задавать окружающим вопросы Для детей раннего возраста характерными являются сенсорные игры Малыши с удовольствием возятся с песком плещутся в воде перекладывают предметы пробуют их на вкус Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях а так же о свойствах вещей которые их окружают

- В рубрике «Делимся семейным опытом», родители оформляли творческие фотоотчёты с рассказами по теме «Умелые ручки», в которых делились своими методами и формами организации игр с детьми по развитию сенсорных способностей детей.

- Реализация проектной деятельности:

«Две ладошки», «Малыш, давай поиграем», «Песочные сказки – мокрые загадки», позволила родителям на практике попробовать организовать дидактические игры с детьми.

Фото №8 Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности

-

Фото №9 С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира Фото №10 Такие формы познания как запоминание мышление воображение строятся на основе образов восприятия являются результатами их переработки

Организация выставок, конкурсов по изготовлению игровых материалов, пособий.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного или бросового материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Дети с удовольствием играют в игры, сделанные руками их мам и пап.

Основным для развития сенсорных способностей детей в первой младшей группе является создание условий, способствующих развитию познавательной сферы ребенка:

- наличие дидактического материала и возможности в любую минуту действовать с ними;

- создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его опытно – экспериментальная деятельность не получит отрицательной оценки взрослых;

- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его поисковой деятельности;

- позиция взрослого (родителей и педагога, личная заинтересованность и «включенность» в процесс развития познавательной деятельности малыша позволяет учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в познании мира.

Таким образом, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста зависит:

- от внутренних условий (индивидуальные возможности и способности детей);

- и внешних условий (семья ребенка, педагог и воспитательно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения, использующая потенциал педагогического процесса в развитии познавательной активности детей).

Основой для педагогической работы является соблюдение следующих принципов развития познавательной активности детей раннего возраста:

- принцип целенаправленности (цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития).

- обучение детей, организованное, последовательное и систематическое;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (принцип доступности);

- требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;

- принцип интегрированного подхода (использование различных форм и методов в работе с детьми и родителями);

- поддержка эмоционального тонуса;

Познавательная деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие. Поэтому так важно закреплять полученные навыки, учить применять их на практике.

Фото №11 Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие

III этап – Итоговый.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика: - Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. - С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

- Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

- Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

- Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

-Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Многие родители, отметили заметные результаты проделанной работы.

Дети с высоким уровнем развития составили- 63%, со средним уровнем - 32%, с низким – 5%.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:

- 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса,

- 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности,

Значительно снизился уровень родителей – наблюдателей и равнодушных.

Родители с высоким уровнем педагогической культуры (партнёры) к концу года составили 63%, со средним уровнем (наблюдатели) – 37%, равнодушных не оказалось.

- 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в жизни группы (принимают участие в конкурсах, мастер – классах, выступают с инициативами и предложениями по обогащению предметно – развивающей среды).

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы, а родители приобрели опыт в организации и проведении дидактических игр и изготовлении развивающих пособий.

Таким образом, вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребенка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка.

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Итак, необходимыми условиями в формировании сенсорных способностей детей, раскрытие процессов освоения окружающего мира в раннем дошкольном возрасте, являются:

- согласованность действий родителей и воспитателей,

- сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду,

- активное взаимодействие семьи и педагогов.

Список литературы.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991;

Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М. : Просвещение, 1995;

Выготский Л. С. Педагогическая психология – М. : Педагогика, 1991;

Зворыгина Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М. : Просвещение, 1995;

Запорожец А. В. Формирование восприятия у дошкольника – М. : Просвещение, 1990;

Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;

Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М. : Просвещение, 1985.

Поддъякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду – М. : Просвещение, 2001;

Попова С. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста – М. : Просвещение, 1994;

Публикации по теме:

Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста Тема: «Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста». (1слайд) (2слайд) Во всем.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИ «Игра для.

Отчёт по самообразованию на тему «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год На тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Месяц Формы работы.

План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.

Проект в первой младшей группе «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр» Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов,.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Консультация для родителей Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ребенок познает мир». Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 11:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ребенок познает мир». Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дёмина (УИ 44361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД