АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Если твой ребенок живет на берегу океана,
лучше научить его плавать, чем строить забор»
Французская мудрость
Сегодня многие педагоги поняли: ребенок, приходящий в детский сад,- отнюдь не чистый лист. У него уже есть заданность характера, врожденных способностей, выраженная в его наследственности (как биологической, так и социальной). Он имеет свои личностные цели, ценности, надежды - как осознанные, так и неосознанные. И он верит, что они реализуются. Если этого не происходит, то он не любит детский сад, затем школу, работу, да и саму жизнь. Он тяготится всем, что делается в ней.
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ» размещена в разделах
«Время стрессов и страстей» - называют наш век. Оба фактора цивилизованного стресса, информативный и гиподинамический, начинают действовать на человека уже в раннем детстве. Более того, мы, взрослые, специально помещаем детей в среду, где их влияние особенно сильно - в детский сад и школу. У нашего образования склонность к «преждевременному созреванию». В школе дети анализируют Пушкина, Достоевского, Толстого, чьи мысли, возможно, приоткроются им годам к 40-50. В детском саду ребенок читает, считает, пишет буквы и т. д. Он делает то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно.
Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. Ребенок должен хотеть жить и развиваться. А чтобы это произошло, должно быть не просто пребывание в детском саду, а кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности, постоянное ощущение «живости бытия». Значит нужно учить детей не столько решать примеры, сколько выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой.
Сейчас в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Для этого и был разработан и реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС это толчок в сторону продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования. Как говорили древние греки «учиться надо не ради обучения, а ради жизни». Симон Франк писал, что «человек, познающий саму жизнь, активно стремится расширить круг познания». Работает проверенная аксиома : поведение определяет установки, установки определяют поведение.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов : системного, который разрабатывался такими учеными, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целым рядом исследователей, и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Понятие системно-деятельностного подхода было введено еще в 1985 г. и для нас с вами этот подход в обучении не является новшеством, мы много о нем слышали и повторяли слова Д. Б. Эльконина, который говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно войти в начальную школу через «ворота детской игры».
Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр., необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.
Дошкольная педагогика опирается на исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребенка. По мнению А. Н. Леонтьева «формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности». То же писал и Д. Б. Эльконин «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
А. В. Запорожец ввел понятие амплификации детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
Практика работы с дошкольниками подтверждает теорию о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку активно развиваться. При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
В дошкольных учреждениях давно используются приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Это метод проектов, ТРИЗ, мнемотехника, технология критического мышления, «Сказки фиолетового леса»(развивающие игры В. В. Воскобовича) и другие. Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие- все как в китайской пословице: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму».
Однако есть ряд проблем.
Все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы, не учитывается все увеличивающийся контингент детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить, умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации доступна детям с высоким уровнем развития, поэтому необходим дифференцированный подход, учитывающий возможности детей с ОВЗ, у которых отмечается первичное нарушение познавательной деятельности, связанное с дефицитарностью отдельных корковых функций, снижение самоконтроля, задержка развития речи, нарушения внимания, сниженный объем памяти.
Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья говорит о том, что образовательное учреждение должно разработать «образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».
Люди, которые достигли чего-то в жизни, достигли этого в результате самопреодоления. Вот почему все воспитание и образование это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Иначе, воспитывая и обучая, по своим меркам и с позиции своего опыта, мы будем плодить людей, активность которых проявляется на первых порах и за «бонус» (за конфету, за 5-ку, за плату).
А чтобы это произошло, должно быть не просто пребывание в детском саду, а кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности, постоянное ощущение «живости бытия». Значит нужно учить детей не столько решать примеры, сколько выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой.