Александра Соболева
Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов
▼ Скачать + Заказать документы
Соболева Александра Александровна инструктор по физкультуре МБДОУ д/с №13 «Звездочка» город Зеленогорск Красноярский край, тел. 3-34-31
Тема мастер-класса: «Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов».
1.1. По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие сохранять психоэмоциональное здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В. Т. Кудрявцев называет развивающей педагогикой оздоровления.
Публикация «Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
1.2. Движения под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Доказано и то, что занятия движениями для детей имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).
Используя образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т. д.).
В. Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей и укреплять их здоровье.
Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, - это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку.
Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
1.3. Опыт использования образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.
1.4. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребё нку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в секциях, театральных студиях и т. д.
1.5. Основной проблемой является отсутствие преемственности между дошкольным учреждением и школой.
2.1. В своей работе я использую программу М. Маханевой, в которой рекомендовано один раз в месяц проводить ОРУ в виде аэробики. При составлении комплексов для дошкольников я учитываю не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание передавать образно, в игровой форме.
2.2. В работе с детьми использую такие приемы, как показ, объяснение.
Образно-игровые ритмические комплексы для детей старшего дошкольного возраста
Условное обозначение: * - усложнение.
«Африка»
Сл. А. Меньшикова Муз. А. Киселёва
Текст Счёт Описание движения Методические указания
Вступление И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»
ходьба на месте на пятках
*ходьба по кругу друг за другом на пятках круг ровный как «солнце»
покажите улыбки солнышку
1 куплет
Нам в дальних странах интересно
Попасть мы мечтаем хоть на миг,
На землю сказок расчудесных
На африканский материк И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»
1 поднять руки вверх, посмотреть на них «дотянулись до солнышка»
2 и. п
3 руки в стороны, посмотреть вперед, *наклон вперед спина прямая
4 и. п
Не знают в Африке морозов,
По ней не ездят на санях И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая
1 шаг вперед одной ногой
2 шаг вперед др. ногой
3 шаг назад одной ногой
4 шаг назад др. ногой
Она банановую гроздью
В далёких плещется морях 1-8 стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) повернулись в одну сторону и в другую
Припев: 2 раза
Бьют гиппопотамы в тамтамы, присесть, ноги на ширине плеч, руки в стороны
*2 раза покажите, какие большие, тяжёлые гиппопотамы спина прямая
Скачут шалунишки мартышки, подскок вверх с высоким подниманием колена, одна рука вверх (другая) «достаёт банан»
Песни попугаи слагают, стойка на одной ноге (на другой ноге, руки прямые вверх «большие крылья»
«огромные попугаи»
Пляшет все вокруг и поёт! прыжки на месте, руки на пояс спина прямая
Учатся вокалу шакалы, поднять голову вврех, руки на пояс, ноги на ширине плеч
*наклон вперед, руки за спиной пальцы в «замок» руки прямые, «замочки» крепкие
спина прямая
Рады антилопы похлопать, хлопать в ладоши спина прямая
Как хотела львица резвиться, «львица тянется лапами поочерёдно вперед и в стороны» «далеко тянется львица»
В Африке веселый народ прыжки на месте, руки на пояс спина прямая
2 куплет
А под горой Килиманджаро
Природа солнышком полна
И под палящим этим жаром,
Все загорают дочерна И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»
1 поднять руки вверх, посмотреть на них «высокая гора»
2 и. п
3 присесть руки вниз, посмотреть вперед, спина прямая
4 и. п
И встретишь тут
Под пальмой гибкой
И карнавал, и маскарад, И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая
1 шаг вперед одной ногой
2 шаг вперед др. ногой
3 шаг назад одной ногой
4 шаг назад др. ногой
И белозубые улыбки
У шоколадных негритят 1-8 стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) повернулись в одну сторону и в другую
Припев: 3 раза см. припев
«Буратино»
из к/ф «Приключения Буратино»
Сл. неизв. автора Муз. А. Рыбникова
Текст Описание движения Методические указания
Вступление бег на месте «показали длинные носы»
Проигрыш стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»
подъем на носках
1 куплет тоже, руки на пояс «показали длинные носы»
Кто с доброй сказкой входит в дом наклоны головы в сторону
Проигрыш см. проигрыш
Кто с детства каждому знаком наклоны головы в сторону
Проигрыш см. проигрыш
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут? наклоны головы в сторону
*увеличение темпа
Припев: 2 раза тоже,
*руки за спиной прямые, пальцы в замок спина прямая, голову не опускаем
БУ- РА- ТИ- НО! наклон туловища вперёд на каждый слог «показали длинные носы»
2 куплет
На голове его колпак тоже, руки на пояс спина прямая, «длинные носы»
наклоны туловища в стороны
Проигрыш см. проигрыш
Но околпачен будет враг наклоны туловища в стороны
Проигрыш см. проигрыш
Злодею он покажет нос
И рассмешит людей до слез
Он очень скоро будет тут
Скажите, как его зовут? наклоны туловища в стороны
*увеличение темпа
Припев: 2 раза
3 куплет
Он окружён людской молвой тоже, руки вверх спина прямая, голову не опускаем, «показали длинные носы»
полный присед, руки произвольно
Проигрыш см. проигрыш
Он не игрушка он живой полный присед, руки произвольно
Проигрыш см. проигрыш
В его руках от счастья ключ
И потому он так везуч
Все песенки о нем поют
Скажите, как его зовут? приседания
*увеличение темпа
Припев: 2 раза
«Виноватая тучка»
Сл. Ю. Энтина Муз. Д. Тухманова
Текст Описание движения Методические указания
Вступление построение в круг, лицом в центр спина прямая,
голову не опускаем
пальцы, как «капельки» «дотягиваемся до неба»
1 куплет стоя на пятках, руки вверх слегка в стороны, ладонями вверх, пальцы вместе
Злую тучку наказали
«Ты – плохая», - ей сказали
И она заплакала,
Да «кап, кап, кап» - закапала повернуться вокруг себя в одну сторону, в другую
Припев 2 раза
Кап, кап, кап присесть лицом в круг, пальцами имитируем падение капель спина прямая,
голову не опускаем
пальцы, как «капельки»
Дождик пошёл выпрямиться, подъем на носках
2 куплет
Мыши сразу зашуршали,
Мыши в норки побежали бег на носочках по кругу друг за другом «как мышки»
Полетели птицы вниз,
Да птицы сели под карниз легкий бег по кругу, руки через стороны вверх-вниз «как птицы»
Припев 2 раза см. припев
3 куплет
Пёс по имени Барбос
Струсил не на шутку
Еле ноги он унес
В свою собачью будку бег большими шагами, руками имитируя движения лап собаки спина прямая,
голову не опускаем
Припев 2 раза см. припев
4 куплет
Ну а мы с тобой не тужим,
Босиком бежим по лужам
Брызги прямо вверх летят,
С тучею встречаются
А потом они назад
Да с неба возвращаются бег с подскоками, руки над головой спина прямая,
голову не опускаем
Припев 2 раза см. припев
Список литературы:
1. Анчугова Е. В. Каждый может танцевать / Е. В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы А437 Междунар. науч. -практ. Конф. – под ред. Г. М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С. 254-258.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика : Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб. :ЛОИРО, 2000. – 220с.
3. Губанова Н. Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н. Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы А437 Междунар. науч. -практ. Конф. – под ред. Г. М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С. 55-60.
4. Кудрявцев В. Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В. Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т. И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М. : ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.
5. Кузьменко М. В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. - №2. С. 30-43.
6. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. -СПб. : «Детство-пресс», 2001. – 352с.