Алла Кириллова
Использование образно-игровых этюдов для формирования коммуникативных умений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование образно-игровых этюдов
для формирования коммуникативных умений у детей
Кириллова А. О., воспитатель;
ГБДОУ детского сада №98
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста способствует театрально-игровая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств.
Публикация «Использование образно-игровых этюдов для формирования коммуникативных умений у детей» размещена в разделах
Систематическое включение игры-драматизации в образовательную деятельность актуализирует эмоциональный опыт ребёнка. Комплексное использование различных методов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры, а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия развития коммуникативных умений дошкольников.
Образно-игровые этюды способствуют эффективному развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
НОВАЯ КУКЛА (этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
БАБА-ЯГА (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
ФОКУС (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
ЗОЛУШКА (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
ОДИН ДОМА (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
КОТ ВАСЬКА (этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
СОЛЁНЫЙ ЧАЙ (этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
НОВАЯ ДЕВОЧКА (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.
ПРО ТАНЮ
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
В ЛЕСУ (внимание — страх — радость)
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался : теперь можно возвращаться домой (радость!
ГАДКИЙ УТЁНОК (презрение и печаль)
На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).
ДУРЕМАР И ТОРТИЛЛА (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).
ДЮЙМОВОЧКА И МАЙСКИЙ ЖУК (отвращение и гнев)
Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).
КТО СЪЕЛ ВАРЕНЬЕ? (удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
УГАДАЙ ЭМОЦИЮ
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребенку.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
ЛОТО НАСТРОЕНИЙ
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т. д.). Задача детей : в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
НАЗОВИ ПОХОЖЕЕ
Цель данной игры — активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам, а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. приложение). Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
СНИМАЕТСЯ КИНО (КИНОПРОБА)
Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?
Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию (то есть одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая — если веселится и т. д.).
Формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста способствует театрально-игровая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств. Систематическое включение игры-драматизации в педагогический процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка, комплексное использование различных методов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры, а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия развития коммуникативных умений дошкольников.