Ирина Литвин
Реализация метода Монтессори в учреждении дошкольного образования. Работа разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Презентацию подготовила
Воспитатель разновозрастной
Группы по системе М. Монтессори :
Литвин И. А
Московская обл. Ленинский р-н, Совхоз им. Ленина
2018г.
Интересным нововведением М. Монтессори явилось разрушение традиционной кла системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Мария Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимаются дети. В группе находятся легкие столы и стулья, такие, что даже 3-х летний ребенок может их передвинуть в соответствии со своими потребностями. Есть здесь и маленькие коврики, которые дети расстилают на полу и, лежа или сидя на них, занимаются дидактическим материалом.
Публикация «Реализация метода Монтессори в учреждении дошкольного образования, Работа разновозрастной группы» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, воспитатель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Мышление ребенка –это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т. д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь.
Материал Монтессори включает в себя зону, практической жизни, сенсорики, математики, развития речи, письмо и чтение. В среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно. В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, область математического материала и область развития речи. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а затем и с карточками. Монтессори — материалы – важнейший составной элемент разработанного метода. Материалы устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.
Монтессори — группы – это разновозрастные группы детей от 3 до 6 лет. Когда ребенок начинает учиться, ему помогают старшие дети, более опытные. Позже он сам начинает помогать другим. Благодаря этому ребенок учится вести себя в обществе разных людей, т. е. приобретает навыки социального поведения. Младший ребёнок тянется к старшим, жадно перенимая у них правила и модели поведения. Вспомните хотя бы детский фольклор (считалки, игры, которые чаще всего передаются от ребёнка к ребёнку, без вмешательства взрослых. Младшему так хочется повторить то, чем они занимаются и, как результат, интересуется материалами и занятиями другого, более серьёзного для него уровня. Задолго до того, как он сам будет работать с довольно сложными, но привлекательными сенсорными, математическими и языковыми материалами у него есть возможность многократно наблюдать, как с ними работают опытные руки старших товарищей, он видит разные способы решений, сложных для него ещё пока, проблем. И как же часто бывает, что когда ребёнок решается и просит показать ему сложную и волнительную для него презентацию, то она просто превращается в обыкновенную формальность. Он, посмотрев её много раз в исполнении более старших коллег, уже знает, ЧТО и КАК делать с вожделенным материалом. Ребёнок просто понимает. Всё, что делают старшие дети, он может сделать САМ или прямо сейчас, или, когда совсем чуть-чуть подрастёт.
Есть свои плюсы и для старших детей. Они имеют благодарную аудиторию и возможности для занятия позиции взрослого, когда можно ввести в курс дела младшего коллегу. Кроме того, в процессе формулирования объяснений, всегда есть дополнительные возможности для понимания сути вопроса, ну а параллельно это возможность ещё лучше научиться доносить свои мысли до собеседника, развивая попутно речь, терпение, получая навыки наставничества.
В такой среде гораздо легче проходят и адаптационные процессы. Ребёнок приходит в особое детское сообщество, где постоянно кипит деятельность, все знают, что хотят делать. Дети САМИ, не только ставят перед собой задачи, но и ищут пути реализации своих планов. Да, в первые моменты новички выглядят немного потерянными, но это гораздо лучше, чем попасть в среду одногодок, которые плачут и хотят в привычную домашнюю среду. Увидев спокойных, занятых делами детей, ребёнок быстро успокаивается и встраивается в среду.
Разновозрастная группа имеет и другие положительные моменты влияния. Тихий, робкий, покладистый ребёнок имеет возможности для проявления своих лидерских качеств, пусть и пока среди малышей. Он растёт в своих собственных глазах, когда оказывает им помощь. Порывистый, неспокойный и излишне подвижный ребёнок, учится самоконтролю и сдержанности, ведь нахождение в среде малышей обязывает, он ведь может их задеть.
В группе разновозрастных детей складываются гораздо более близкие взаимоотношения, они больше походят на отношения внутри семьи. Нет смысла конкурировать ведь все понимают, что если чего-то не получается, то нужно просто немного подрасти. Ведь становится очевидным, что более взрослый ребёнок и более умел.
Получается, что разновозрастная группа даёт детям гораздо больше возможностей для интеллектуального, духовного, физического роста, а также для развития адаптационных возможностей. Но очень важно, чтобы компетентные взрослые (Монтессори –педагоги) поддерживали среду в работоспособном состоянии, предоставляя потенциальные обстоятельства для развития детей всех возрастов. Родителям и специалистам нужно научиться вовремя уходить в тень, отодвинуться на второй план и дать детям возможности для самоорганизации и самостоятельного решения своих проблем.