Приложение МААМ

Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН»

Елена Мусягина
Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Публикация «Консультация „Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН“» размещена в разделах

В систему обучения детей дошкольного возраста с ФФН включаю коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, использую комплексный подход :

• использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые занятия);

• коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в процессе обучения проводятся индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

В процессе индивидуальной совместной деятельности работа ведётся по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодикой и мимикой.

Для логопедической работы во время подгрупповой деятельности дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей периодически меняется в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.

В подгрупповой деятельности с детьми проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.

Всё это теоретические аспекты проблемы. Теперь я познакомлю со своим подходом к использованию дифференцированного подхода в обучении детей дошкольного возраста с ФФН.

Коррекционная работа с учётом дифференцированного подхода отличается рядом особенностей:

1. Опора на жизненный опыт ребёнка.

2. Соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

3. Интегративный характер работы, т. е. решение разноплановых задач.

4. Обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упрёков.

5. Обеспечение каждому ребёнку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

6. Постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой деятельности.

Во время логопедической работы задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода : при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от каждого ребёнка.

Организуя логопедическую работу, осуществляю сугубо индивидуальный подход к каждомуребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей, обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий, чередую различные виды деятельности, включаю в совместную деятельность с детьми упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

К каждому ребёнку подгруппы предъявляются разные требования (например, если одному ребёнку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе). Коррекционную работу провожу в сюжетной игровой форме, это помогает активизировать внимание детей, поддержать познавательный интерес в течение всего занятия.

На каждое занятие материал подбирается с учётом особенностей детей. Раздаточный материал тоже подбирается индивидуально. Это, конечно, требует много времени для подготовки к занятию, но оправдывается высокой эффективностью. Для подгрупповой работы я подбираю или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности. Такой подход к занятиям позволяет поддержать стойкий познавательный интерес у детей и повышает результативность коррекции.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном детстве. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход, в котором используются разнообразные формы работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия) и коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Сформированность устной речи, её фонетико-фонематической стороны является основным условием успешного овладения навыками чтения и письма.

В заключении можно сделать вывод, что применение индивидуального и дифференцированного подходов позволяет вести целенаправленную работу с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ. Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного.

Доминантное занятие с использованием орф-подходов для детей подготовительной группы «Музыкальный сундучок Феи Игралочки» Открытое музыкальное доминантное занятие с ипользованием орф-подходов для детей подготовительной группы» Музыкальный сундучок феи Игралочки».

Использование устного народного творчества в обучении и воспитании детей Детские годы – весьма подходящий период в жизни человека, когда он подобно губке досконально впитывает в себя окружающий его мир и культуру.

Использование загадок в воспитании и обучении детей Использование загадок в воспитании и обучении детей. Загадки широко используются в общей системе образовательно - воспитательной работы:.

Конспект занятия по математике в средней группе с использованием дифференцированного подхода на тему «Считаем до 10» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста в русле различных подходов в западноевропейской педагогике Проблема социального воспитания дошкольников в психолого-педагогических исследованиях ученых Западной Европы на протяжении последних трех.

Работа с учащимися c ОВЗ, требующими индивидуального подхода в обучении (коррекционное обучение) Работа с учащимися c ОВЗ, требующими индивидуального подхода в обучении (коррекционное обучение). Учителю необходимо знать индивидуальные.

Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом.

Тема: Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся начальных классов. Великая цель образования- это не знания, а действия. Герберт Спенсер В настоящее время, в связи с реализацией ФГОС, компетентностный подхода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 21:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мусягина (УИ 350525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД