Елена Мусягина
Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Публикация «Консультация „Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В систему обучения детей дошкольного возраста с ФФН включаю коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, использую комплексный подход :
• использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые занятия);
• коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в процессе обучения проводятся индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
В процессе индивидуальной совместной деятельности работа ведётся по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодикой и мимикой.
Для логопедической работы во время подгрупповой деятельности дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей периодически меняется в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.
В подгрупповой деятельности с детьми проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.
Всё это теоретические аспекты проблемы. Теперь я познакомлю со своим подходом к использованию дифференцированного подхода в обучении детей дошкольного возраста с ФФН.
Коррекционная работа с учётом дифференцированного подхода отличается рядом особенностей:
1. Опора на жизненный опыт ребёнка.
2. Соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
3. Интегративный характер работы, т. е. решение разноплановых задач.
4. Обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упрёков.
5. Обеспечение каждому ребёнку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
6. Постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой деятельности.
Во время логопедической работы задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода : при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от каждого ребёнка.
Организуя логопедическую работу, осуществляю сугубо индивидуальный подход к каждомуребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей, обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий, чередую различные виды деятельности, включаю в совместную деятельность с детьми упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
К каждому ребёнку подгруппы предъявляются разные требования (например, если одному ребёнку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе). Коррекционную работу провожу в сюжетной игровой форме, это помогает активизировать внимание детей, поддержать познавательный интерес в течение всего занятия.
На каждое занятие материал подбирается с учётом особенностей детей. Раздаточный материал тоже подбирается индивидуально. Это, конечно, требует много времени для подготовки к занятию, но оправдывается высокой эффективностью. Для подгрупповой работы я подбираю или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности. Такой подход к занятиям позволяет поддержать стойкий познавательный интерес у детей и повышает результативность коррекции.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном детстве. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход, в котором используются разнообразные формы работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия) и коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Сформированность устной речи, её фонетико-фонематической стороны является основным условием успешного овладения навыками чтения и письма.
В заключении можно сделать вывод, что применение индивидуального и дифференцированного подходов позволяет вести целенаправленную работу с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.