Получи документы

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Виктория Пырчева
«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). Под словом «образовательный проект» в настоящее время понимаются очень разные по содержанию, задачам, особенностям организации, времени, форме проекты. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущее. Основателями метода проекта считаются американский ученый Дж. Дьюи и его последователь В. Кильпатрик.

Публикация «„Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Приблизительно в это же время аналогичные идеи в России развивались для школьного образования под руководством С. Т. Шацкого. Уже тогда этот метод предполагал интегрированный подход к обучению и развитию творческих способностей учеников. Однако в начале 1930-х годов проектная технология подверглась осуждению и перестала использоваться в образовании. Ее возрождение приходится на 90-е годы прошлого столетия, но уже на новом уровне. И с каждым годом метод проектов все активнее используется педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и для решения задач образовательных программ.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

1.2. История изучения педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Даже самая маленькая, но собственная находка на пути

познания дороже томов чужой мудрости.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. По словам доктора биологических наук Т. В. Потапова: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим способом».

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности – природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.

Содержание программы развития и воспитания под редакцией Т. И. Бабаевой «Детство», которая является базовой нашего ДОУ, состоит из четырех основных блоков. Блок «Познание» призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение, развить познавательную активность, любознательность. Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить».

Одной из основных задач детского сада на новый учебный год является совершенствование работы по формированию экологических знаний у детей с помощью разнообразных видов детской деятельности. Решение данной задачи, по моему мнению, заключается в активном внедрении метода проекта в практику работы нашего дошкольного учреждения.

Использование метода проекта, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет:

- значительно повысить самостоятельную активность детей,

- развить творческое мышление,

- развить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ более открытой для активного участия родителей.

По внедрению проектной деятельности в образовательно-воспитательный процесс мною составлен план, согласно которому я:

- изучила и использовала следующую литературу:

1. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург. 2000

В книге представлена программа экологического воспитания дошкольников, в основу которой положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

2. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград, 2008

Данное пособие содержит разработки праздников, викторин, игр, познавательных занятий для дошкольников, направленных на формирование уважительного и бережного отношения к природе.

3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2008

В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

4. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

5. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. М:2013

Преимуществом игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии.

- провела диагностику уровня экологических знаний и навыков воспитанников

- разработала ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно проектно-исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию № п/п Наименование Сроки выполнения Отметка о выполнении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Выбор темы, обозначение мотивации.

Участие в районном фестивале «Калейдоскоп проектов»Участие в районном фестивале «Калейдоскоп проектов» Проектная деятельность – одна из современных и эффективных форм работы с детьми в детском саду. В целях распространения передового опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 31 марта 2015 в 12:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Пырчева (УИ 20838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД