Алеся Шилина
Работа с учащимися c ОВЗ, требующими индивидуального подхода в обучении (коррекционное обучение)
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с учащимися c ОВЗ, требующими индивидуального подхода в обучении (коррекционное обучение).
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития.
Публикация «Работа с учащимися c ОВЗ, требующими индивидуального подхода в обучении (коррекционное обучение)» размещена в разделах
Индивидуализация учения предполагает то, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти.
Индивидуальный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Как построить индивидуальную работу на уроках, чтобы она являлась средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деятельности, направленных на развитие способностей школьников. Основная задача индивидуального обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка, класс делится на 3 группы.
1 группа – умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их психофизических способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).
В связи с этим материал к урокам подбирается не только в соответствии с целями урока, но и с учетом психофизических возможностей учащихся.
Значительную трудность представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.
Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.
У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.
Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач индивидуального подхода к слабоуспевающим на уроке. Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания. Учащимися нужно управлять, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении. Необходимо оказывать индивидуальную помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство, а также быть для школьников консультантом при выполнении заданий.
Например, в работе с деформированным текстом одним ученикам предлагаю слова в исходной форме, другие конструируют предложения из слов, которые стоят в нужной форме, одни выполняют всё упражнение, другие – только часть его. Индивидуальный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий. Распределяю по группам (по степени сложности). Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении обще учебными умениями и навыками. Сильного же ученика индивидуальное задание поднимает на более высокую ступень развития. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие с опорой, по образцу.
На уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.