Светлана Ярасова
Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ»
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Публикация «Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Темочки
Малыши все впитывают в себя. Поэтому продолжается формирование здорового образа жизни у дошкольников. В детских садах вся система воспитания строится на основных принципах ЗОЖ, при этом многие вещи происходят сами собой в коллективе. Детки часто копируют поведение и с удовольствием все вместе кушают, гуляют, делают зарядку и прочее. Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к ЗОЖ. В детских садах малыши обучаются всем необходимым принципам, тем не менее, такое обучение должно проводиться и дома.
Почему же так важен здоровый образ жизни? Удобное и комфортное состояние человека в нашем мире требует от него много труда, времени и здоровья. Плохая экология, нездоровое питание, неправильный распорядок дня, вредные излучения от всевозможных приборов и прочие факторы выбивают из колеи и влияют как на физическое, так и на психическое самочувствие. Из-за этого ухудшается здоровье, портится настроение и в целом жизнь не кажется яркой и интересной. Несмотря на то, что сейчас медицина способна справиться практически с любым недугом, врачи часто сталкиваются с проблемой, когда иммунитет подорван настолько, что организм не справляется с болезнью даже при усиленном воздействии на него медицинскими препаратами и процедурами. Чтобы не сталкиваться с такими трудностями, нужно знать и выполнять специальные правила и методики, в совокупности образующие то, что называется «здоровый образ жизни». Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни - это динамическая система поведения человека, основанная на выработке линии поведения, максимально обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, постоянном корректировании своих действий с учетом приобретенного опыта. Как правило, ЗОЖ у большинства людей ассоциируется с запретами. На деле это не совсем так. Здоровый образ жизни — это навыки человека, направленные на выполнение специальных действий или, наоборот, отказ от таковых для сохранения и улучшения здоровья и профилактики заболеваний.
Умение вести здоровый образ жизни означает иметь необходимые знания о том, что полезно, а что нет, как выстроить правильный распорядок дня, что такое правильная пища, какие нужно выполнять процедуры для укрепления здоровья, как вести себя дисциплинированно и не причинять вред организму.
Последнее время перед образованием встает вопрос, какие направления деятельности должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения в современных условиях? Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Важно понимать, что имеется в виду его психическое и физическое здоровья. Что первично, а что вторично раскрывает русская поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Цель данного инновационного направления состоит в том, чтобы показать нестандартные методы работы с взрослыми: педагогическим коллективом и родителями. Возможно, это будет лучший способ показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. В этом возрасте дети впитывают все как губки и полученные знания для них во многом становятся эталонными во взрослой жизни. Детские дошкольные учреждения предлагают своим воспитанникам уже готовый набор мероприятий, способствующих формированию адекватных привычек. Однако родители не должны забывать о своей важной роли в процессе воспитания ребенка.
У дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к ЗОЖ.
Система работы включает в себя: занятия, индивидуальную работу, режимные моменты, самостоятельную детскую деятельность, праздники и развлечения. Формами работы являются: игровая, предметная деятельность и игровые ситуации,проблемные ситуации, метод эксперимента с различными веществами, эмоциональный и словесный настрой.
Например, для обучения детей этикету : в сюжетно-ролевых играх можно научить куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор, правильно одеваться.
Научить самостоятельным практическим действиям (с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по схеме, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).
Создать дидактические пособия, позволяющие детям в игровой форме рассказать о важности правильного питания, о бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, формирующие привычку здорового образа жизни (например, «Острова Здоровячка и Хлюпика» с целью систематизации знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни, «Календарь двигательной активности детей», «Домик здоровья» с целью формирования у детей умения классифицировать предметы, полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению.
Тематические альбомы в соответствии с возрастом «Витаминка», «Пирамида здоровья» с целью расширения представлений детей о содержании витаминов в продуктах питания.
Для формирования представлений о том, что полезно и что вредно для организма оформите альбом «Правила поведения для малышей» с иллюстрациями и стихами к положительному и негативному воздействию на организм человека, о значении для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов.
Иллюстрации, схемы, обучающие практическим действиям: сервировке стола, одеванию, умыванию. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
В группах создать картотеку стихов, сопровождающих процессы умывания, одевания, приёма пищи.
Оформление дидактические игры : “Структура человеческого тела”, “Спорт – это здоровье”, “Чистим зубы правильно”, “Бережём уши” и т. д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
Родители активно принимают участие в приобщении детей к здоровому образу жизни. Оформление памятки для родителей «Навыки опрятной еды», «Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке», «Об опрятности и аккуратности» и т. Д
Я предлагаю небольшую часть дидактического материала и пособия, направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Младший и средний возраст
Игра «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать движения на макете.
Материал: Макет зубов, зубная щетка.
Ход игры : Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. Закрепление происходит на макете.
Игра «Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч
Ход игры : воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)
Игра «Кто я такой?»
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки; макет человека и набор плоскостных органов.
Ход игры : воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку. Закрепив знания при помощи картинок, можно перейти на макет человека и плоскостные органы.
Игра «Куб здоровья»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна для организма.
Оборудование: Куб на гранях которого изображены части тела человека.
Ход игры : Детям предлагают поиграть в куб на сторонах которого изображены – кость, глаз, живот, зуб и др. Какая грань выпадает ребенку, он должен назвать те продукты, которые полезны.
Игра «Весёлый человек»
Цель: развивать память, складывать органы человека на макете.
Оборудование: плоскостные органы человека.
Ход игры : Воспитатель предлагает ребёнку на макете человека по памяти выложить органы.
Игра «Что можно кусать зубами?»
Цель: Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.
Ход игры : Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. ( Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.
сюжетные картинки
«кукла» вид спереди
«кукла» вид сзади
«зубы»
«куб здоровья»
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это: будет способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены,охраны и укреплению здоровья детей.
Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ»
. В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ :
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Задачи :
1. Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; 4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Сентябрь
Ребёнок и здоровье
1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
2. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
3. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница»
Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.
4. Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит»
Консультация для родителей «Семья и здоровье ребёнка»
: Консультация: «Развиваем пальчики»
Октябрь
Полезные продукты
1. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»
Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
2. Беседа: «Витамины и полезные продукты»
3. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формировать первичное знание о съедобных и несъедобных продуктах
РАЗВЛЕЧЕНИЕ : «Вершки и корешки»
Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к играм. Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма
3. С/рол. игра «Овощной магазин», «Угостим куклу чаем»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Формировать умение правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами
4. Чтение Ю. Тувим «Овощи», Г. Зайцев «Приятного аппетита»
5. Продуктивная деятельность Аппликация «Большие и маленькие яблоки»
Цель: Обеспечить развитие умения наклеивать круглые предметы
Ноябрь
Личная гигиена умывание каждый день
1. Беседа. «Что такое микробы» «Почему они опасны», «Почему надо соблюдать правило гигиены» Цель: Сформировать представления о том что большинство заболеваний носит инфекционный характер Разъяснить что человек в силах уберечь себя от болезней
2. Дидактические игры «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны зубки белые важны»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.
3. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».
Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов
4. С/рол. игра «Искупаем куклу Катю», «Салон красоты»
Цель: Формировать практические умения при умывании и купании куклы, закреплять знания о предметах личной гигиены
5. Чтение К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка водичка»»;
Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».
Консультация для родителей: «Культурно гигиенические навыки их значения в развитие ребенка»
Декабрь
Наше здоровье
1. Беседа «Наше здоровье зимой», «Правила поведения в д/с»,. «Как мы занимаемся физкультурой»
2. Цель: Рассказать о значении физкультурных занятий для здоровья детей.
Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года. Формировать основы безопасного поведения в группе и на участке.
Назови зимние вид спорта»
Цель: Способствовать развитию знаний зимних видов спорта.
2. Дидактические игры «Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться». «Зимние игры и забавы»
.«Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды; совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Формировать знания у детей зимней одежды и порядок одевания. Прививать интерес к зимним играм и забавам.
3. Чтение С. Шукшина «Как беречь нос». С. Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка». Е. Багрян «Маленький спортсмен»;
А. Барто «Наступили холода»;
Загадки о разных видах спорта
НОД: «Профилактика простудных заболеваний».
Цель: расширять представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний.
4. С/рол. игра «На приеме у врача», «Больница»
Цель: Формировать навык пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом.
«Что будет, если…»
Цель: продолжать знакомить детей с назначением одежды, обуви, головных уборов.. Формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.
Анкетирование «Здоровый образ жизни».
Беседа с родителями: «Здоровье ребенка в наших руках».
Январь
Витамины и здоровье
1. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живут витамины», «Роль лекарств и витаминов»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Полезно – неполезно».
Цель: Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов, умение определять их по вкусу.
НОД: «Путешествие за витаминами»
Цель: расширять представление детей о витаминах и их полезных свойствах.
3. Продуктивная деятельность: Рисование «Витамины» Аппликация «Овощи и фрукты», Лепка «Морковки».
Цель: Учить детей симметрично располагать рисунок, заполнять всё пространство контура, закрепить умение рисовать ватной палочкой. Закрепить знание детей о пользе витаминов.
4. Чтение С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала»
С. Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка».
Журнал «Здоровье»
«Советы по пре-дупреждению нару-шения осанки у детей»
«Упражнения для формирования правильной осанки у детей»
Февраль
Тело человека
1. Беседа «Моё тело», «Мы все похожие но разные», «Чтобы ушки слышали», «Глаза мои помощники», Рассматривание картин – «Тело человека»
Цель: Познакомить детей с частями тела, формировать знания об отдельных частях своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни
2. Дидактические игры «Запомни движение», «Покажи части тела».
Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
3. Чтение С. Прокофьев «Румяные щечки», С. Маршак «Тело человека»
4. С/рол. игра «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост»
Цели: закрепить знания о частях тела человека
Спортивное развлечение «Сильнее,выше,смелее»
НОД: «Части тела»
Цель: формировать представления о строении тела человека
Март
Будем спортом заниматься
1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». «Чистота – залог здоровья»
«Как мы были в кабинете медсестры»
Цель Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота.
Познакомить с предметами, необходимыми врачу и медсестре для работы
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» «Если кто-то заболел» Цель: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; раскрыть значение скорой помощи
Закрепить название некоторых видов спорта
3. С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду» Больница»
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности. Развить игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о профессиях врача, медицинской сестры.
4. Продуктивная деятельность Рисование «Разноцветные мячи»
Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.
Развлечения : «Паровоз – здоровья»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
Папка-ширма «Массаж против насморка»
Журнал «Здоровье»
«Упражнения ды-хательной гимнас-тики для часто болеющих детей»
Апрель
Опасности вокруг нас
1. Беседа «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства»
Цель: Формирование знаний детей о здоровом образе жизни. Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности
НОД: «Врачи – наши помощники»
Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук
3. Дидактическая игра «Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя»
Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.
4. С/рол. игры «Мы шоферы», «Больница»
Цель: Обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Закрепить знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
5. Чтение «Кошкин дом» - Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»;
Папка-ширма
«Учим детей осно-вам безопасности»
Май
Закаляйся - если хочешь быть здоров
1. Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья», «Как стать сильными и здоровыми» «Лето красное – для здоровья время прекрасное"
: Цель: Сформировать представление о пользе закаливания в летний период
2. Дидактическая игра: «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо» На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображё нное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животным я:
3. С/рол. игры «Семья», «Поликлиника»; «Аптека»
Цель: закрепить знания о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни
4. Продуктивная деятельность Рисование Светит солнышко
Цель: формировать умение детей передавать в рисунке образ солнышка
Ч тение: потешки «Солнышко ведрышко» стихи о лете.
Консультация для родителей «Закаляйся - если хочешь быть здоров».
Список литературы
• М. В. Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни»
• Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников»
• М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»
• Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет
• И. В. Кравченко Т. Л. Долгова «прогулки в детском саду»
• М. П. Асташина «Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет»
• М. Ю. Каратушина «Праздники здоровья для детей 4-5 лет»
Список используемой литературы:
1. Галанов А. С. " Оздоровительные игры для дошкольников" Изд. : Речь, 2007 г.
2. Калиниченко, В. А. Деловые игры для взрослых – «Здоровый образ жизни» - Москва, 2009 г.
3. Новикова, И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Белостоцкая Е. М. " Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет" М. :Просвещение, 1991