Ольга Николаевна Юдина
Мастер-класс «Логико-математические игры как средство приобщения к начальной ступени инженерно-технического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе я приглашаю 4-х участников. Спасибо.
Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс :
«Логико-математические игры, как средство приобщения к начальной ступени инженерно-технического мышления»
Публикация «Мастер-класс „Логико-математические игры как средство приобщения к начальной ступени инженерно-технического мышления“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических операций мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.
Ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений способствуют логико-математические игры. С помощью этих материалов дети успешно овладевают основами математики и информатики.
Вы уже знакомы и используете в своей практике такие игры, как: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Игры Никитина», «Игры Воскобовича» и другие. Системное использование логико-математических игр позволяет развивать у детей не только логическое мышление, но и выступает одним из средств приобщения детей к основам программирования, информационно-коммуникационных технологий, начальной ступени инженерно-технического мышления.
Сегодня я хочу представить вам игровой набор «Дары Фрёбеля». Материалы Фрёбеля позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Помогают детям воспринимать абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами, способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Что собой представляет набор «Дары Фрёбеля»? (фото на экране). Всего даров – 14, каждый из которых расположен в своей коробочке.
Используя эти материалы, мы решаем следующие задачи: формирование знаний о цвете, форме и качестве предметов, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, соотношение количества и размера, обучение счету, выполнение простейших математических действий, формирование самостоятельных исследовательских навыков, умения рассуждать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, подготовки руки к письму, развитие элементарных практических логических, речевых и творческих способностей, самостоятельной игровой деятельности.
Работая с материалами Фрёбеля, педагог не является источником информации, он направляет и стимулирует процесс познания. Но изначально знакомит детей с содержанием данного материала, обучает способам взаимодействия и использования его в практической деятельности.
Система Фрёбеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводится активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Давайте и мы с вами поближе познакомимся с «Дарами Фрёбеля» и поиграем с некоторыми из них.
Практика:
Первый дар «Текстильные мячики» - 12 цветных шерстяных шариков. Маленький ребёнок получает первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом. Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Знакомятся с понятиями размера и длины. Используя шарики можно создать модель геометрических фигур. Развивать творческое воображение при моделировании различных предметов.
Второй дар «Основные тела» - по два куба, цилиндра и сферы. Дети исследуют данные предметы: скатывая фигуры по дощечке или прокручивая их, появляется возможность сравнивать результаты и делать выводы, о свойствах геометрических тел.
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фрёбеля – это куб, разделенный на мелкие части (кубики, бруски, призмы, столбики, кирпичики). Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях, учатся конструировать, моделировать разнообразные фигуры и постройки, выполняя различные строительные комбинации.
Седьмой дар «Цветные фигуры» - набор содержит 8 геометрических форм: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета. Дети учатся конструировать, моделировать сначала с помощью простых форм. После используя простые формы начинают создавать сложные фигуры, используя творческое воображение.
Давайте посмотрим, как можно использовать данный дар. Предлагаю вам разделиться на пары. Обязательное требование организации игр по Фрёбелю – соединение действия со словом.
Игра «Автобус»
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе. Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с различными цветными фигурками.
- Послушайте задание: каждому из вас я предлагаю рассадить «пассажиров». Фигурки из тарелочки - это «пассажиры», белый лист бумаги – «автобус». Внимание! Наш автобус необычный, поэтому положите перед собой белый лист вертикально, в нем 3 ряда: нижний, средний, верхний. Я буду называть, куда класть фигурку, а вы будете выполнять. – Задание понятно? Сразу же оговорюсь, данная инструкция рассчитана на детей подготовительной группы, поэтому инструкция для детей других возрастных групп будет более упрощенной.
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный прямоугольный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа…
Пассажир «зелёный ромб» сидит в верхнем ряду слева…
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева…
Пассажир «фиолетовый равносторонний треугольник» сидит в верхнем ряду справа…
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа…
- Все справились? Проверим.
-Как вы думаете, что развивает данная игра? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками)
Восьмой дар «Палочки»- 6 наборов палочек разной длины разного цвета.
Девятый дар «Кольца и полукольца» - кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.
Десятый дар «Точки» - набор фишек разного цвета.
Эти материалы используются для формирования элементарных математических представлений, развития психических процессов при решении логико-математических заданий, умения работать по схемам и технологическим картам, развития воображения и творческой деятельности при конструировании и моделировании,
Давайте познакомимся с использованием данных даров на практике.
Игра «Картинная галерея»
Детям мы проговариваем, мы с вами находимся в картинной галерее. Авторами картин, которые появятся на этой выставке, станете вы, выполняя работу в парах. Вы готовы создать картину?
Послушайте стихотворение и изобразите его, с помощью предложенного материала.
Уважаемые участники, вы можете прочитать стихотворение на экране и приступить к выполнению задания на досочках.
Наша елка велика (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы, (сложить человечка из наборов)
Выше мамы (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки (выложить на елочку бусы из набора)
Детям необходимо предоставить возможность самим выбирать материал для картины. У картины должно быть ограничение, рамки, поэтому мы предлагаем выкладывать картину на планшетах, крышках от коробок и других поверхностях.
Пока наши участники выполняют задание мы продолжим знакомиться с «Дарами Фрёбеля»
Одиннадцатый дар «Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Двенадцатый дар - «Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.
Тринадцатый дар - «Башенки» - кубики, треугольные призмы, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.
Четырнадцатый дар - «Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами.
С помощью данных даров дети учатся соблюдать закономерность, симметрию, работать по образцам, схемам, творческим проявлениям Дети выполняют задания как предложенные педагогом, так и придуманные самим ребенком.
Ну что участники, ваши картины готовы? Представьте пожалуйста, что вы изобразили на своей картине?
Вывод:
Игры по системе Фрёбеля дают толчок к развитию абстрактного восприятия мира, открывая широкие возможности интеллектуального многообразия и выявляя ценность нешаблонных решений.
Уважаемые коллеги! Хотелось бы получить от Вас обратную связь. Как вы считаете, «Дары Фрёбеля» и использование логико-математических игр приобщают дошкольников к начальной ступени инженерно-технического мышления? Спасибо вам за внимание. Успехов вам в работе!