Беликова Елена Борисовна
Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Детский фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры!
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и из парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.
Публикация «Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» размещена в разделах
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи, как в деревне, так и в городе.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, попевки, частушки, пословицы, хороводы, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры, ярмарки и т. д., является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров, так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти. Небылицы - это необычные произведения, в них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несёт зайца в зубах; медведь, как птица летает в облаках,
это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Исполнять скороговорку, интонируя её на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос в загадке будет разгадан. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.
Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребёнок становится царевичем или царевной, здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира.
Ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но ещё и прежней – настоящей, для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, ярмарки, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
"Душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале.
Пение (сольное, хоровое, ансамблевое) занимает важнейшее место в музыкальном воспитании детей. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и охотно поют. Какую гамму чувств, палитру настроений пробуждает хорошая песня! В песне человек черпает творческие силы, веру в себя, доброту. Поистине она поддерживает нас в горести и в радости. Особое волнение и трогательное радостное ощущение вызывает песня в исполнении детей. Как научить детей петь, любить песню? С раннего детства в быт ребёнка входит народная музыка. Первой музыкой, которую слышит малыш, является колыбельная песня матери. Почему народная песня так понятна и близка нашим детям? Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Таковы песни «Петушок», «Идёт коза», «Солнышко», «Зайка», «Сорока» и др.
Русская песня – богатейшая по своей тематике, по своим средствам художественного выражения и по своему идейно- эмоциональному содержанию.
Знакомясь с народной песней, дети получают знания о быте, традициях, обрядах русского народа. Значительную часть русского народного творчества занимают -календарные песни. Они сопровождаются обрядовыми действиями. Считалось, что пение может оказать положительное влияние на плодородие земли, на житейское благополучие. Пение объединяло людей и в беде и в радости. При ознакомлении с разнообразием народной песни, детям открывается занимательный, яркий мир.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др., они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Самый любимый, и распространённый жанр устного народного творчества – это частушка. Дети любят весёлую музыку и смешные тексты в напевах, и дети сразу проявляют интерес к фольклору, открывают для себя любопытные факты.
Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению.
Пение русских народных песен, сопровождаемое движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, т. е. пения с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.
Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели используют народные песни на занятиях по ознакомлению с устным народным творчеством. Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям.
Ознакомление детей с народными традициями, можно проводить вне занятий, в группе можно обустроить уголок «Русская изба», или «Русская горница»
с использованием изделий из дерева, ткани, глины, придметы быта, изделия народных промыслов (прялка, чугунок, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм, придметы изготовленные руками педагогов, детей и их родителей, где можно устроить посиделки, где дети могут послушать народные сказки, петь народные песни и тд, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок. Основная задача педагога – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
Впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Всё, что дети получают в детском саду, они переносят в свободные игры. Задачей взрослых является то, чтобы русская песня и любая другая хорошая песня звучали всегда. Через песни, игры, хороводы, пословицы дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Русская песня пробуждает интерес к родной природе, национальному искусству, развивает интерес к истории, к быту русского народа.