Наталья Кирдяева
Развивающая среда как условие формирования активно-действенного интереса у старших дошкольников к региональной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Кирдяева Наталья Валентиновна
Старший воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №15»
Челябинская область, г. Златоуст
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования активно-
действенного интереса у старших дошкольников к региональной культуре».
Публикация «Развивающая среда как условие формирования активно-действенного интереса у старших дошкольников к региональной культуре» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Формирование у подрастающего поколения региональной и национальной идентичности, определяющей уровень социокультурного развития – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Процесс приобщения дошкольников к особенностям культуры родного города способствует формированию у дошкольников патриотических чувств.
В нашем городе, во всех образовательных учреждениях реализуется курс программы «Я-златоустовец». Одной из задач по освоению программы «Я-Златоустовец!» для детей дошкольного возраста является : «воспитание патриотизма и толерантности через активно-действенный интерес к региональной культуре г. Златоуста.
Создание предметно-пространственной среды, отражающей региональный аспект культуры нашего города Златоуста, является одним из основных условий реализации программы курса «Я-златоустовец». Поэтому, мы решили разработать и реализовать в группах старшего дошкольного возраста проект «Златоуст мой город родной».
Цель данного проекта: разработка и внедрение модели современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию активно-действенного интереса к региональной культуре.
Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:
- создание условий, способствующих эффективному развитию предметно-пространственной среды по курсу и использованию ее развивающих возможностей в дидактическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательной организации.
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Когда разрабатывали данный проект, мы продумали те риски, которые могут возникнуть в процессе работы:
-подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-пространственной среды;
-неспособность педагогов поддерживать предметно-пространственную среду;
-отсутствие заинтересованности родителей по организации предметно-пространственной среды.
Поэтому, на подготовительном этапе, используя методы анкетирования, тестирования, анализа имеющихся условий для реализации курса, оценили подготовленность и компетенцию педагогов к созданию предметно-пространственной среды. Анализ результатов подтвердил затруднения педагогов в грамотном построении и наполнении развивающим содержанием пространства группы.
С целью погружения педагогов в данную проблему, организовали работу творческой группы, деятельность которой началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов. Педагоги изучали новые подходы к организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию представлений у старших дошкольников представлений о региональной культуре.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогов по краеведческому курсу «Я-златоустовец», а также в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды были проведены методические мероприятия:
- Консультация «Поликультурное воспитание дошкольников. Воспитание толерантности. Нормативно-правовая база по поликультурному развитию детей»
- Консультация «Организация уголка по гражданскому образованию»
- Проблемный семинар «Особенности построения развивающей среды в ДОУ»
- Семинар «Как входят народные игры в жизнь современных детей»
- Методический час «Знакомство с куклами разных народов как средство развития диалогического общения воспитанников»
- Консультация «Мини-музей в детском саду»
- Викторина для педагогов «Знатоки родного города»
В дальнейшем, участники творческой группы:
- оценили имеющийся ресурс оборудования и материалов в группах старшего дошкольного возраста;
- составили перечень игрового, дидактического материала для размещения в предметно-пространственной среде и учебно-методических пособий;
- определили пространственное размещение материала, оборудования, пособий в группах; - разработали последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в соответствии с комплексно-тематическим планированием программы курса «Я-златоустовец»;
- разработали модель образовательной среды по краеведческому курсу «Я-златоустовец».
Модель образовательной среды по краеведческому курсу «Я-златоустовец» включила в себя 3 блока:
1 Блок «Методическое обеспечение» :
-Методическая литература;
- Копилка интерактивных форм работы с детьми, конспектов совместной деятельности в предметно-пространственной среде группы;
- Копилка ИКТ: презентации, анимированные викторины, видеоматериалы
-Инструментарий оценивания предметно-пространственной среды по данному курсу
2 Блок «Предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие ребенка по 5 образовательным областям»
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
-Социально-коммуникативное развитие;
-Физическое развитие.
3 Блок «Создание информационного пространства для родителей»
- Информационные материалы для родителей,
- Информация о реализации курса,
- Материалы, отражающие включение родителей в реализацию курса.
В течение учебного года работали совместно с педагогами и родителями по созданию и модернизации развивающей предметно-пространственной среды по реализации курса «Я-златоустовец» в соответствии с разработанной моделью.
Спроектировав предметно-пространственную среду, продумали ее содержание так, чтобы она способствовала освоению пяти образовательных областей, а также, чтобы включала совместное партнерство детей и взрослых и свободную самостоятельную деятельность дошкольников в специально-созданных педагогами условиях.
Для обеспечения познавательного развития в группах создали следующие условия :
-наполнили и систематизировали содержание уголков экспериментирования для поисково-познавательной деятельности;
- разработали и внесли схемы для наблюдений, исследований;
-в уголке природы появилась фотовыставка, содержание которой менялось каждую неделю, знакомя детей с новой тематической неделей. Особенно, ребятам запомнились такие фоторяды:
*«Удивительное рядом: мой Таганай» (фото различных времен года)
*«Животный мир»
*«Растительный мир»
*«Достопримечательности города»
* «Памятные места»
*«Олимпийские чемпионы»
*«Прикладное искусство Урала» и др.
- разработали, изготовили и внесли в познавательную зону карту края в виде изображения уральских гор с указанием городов; карточками на магнитах с изображением растений, животных, полезными ископаемыми, которыми богата природа Южного Урала и нашего города;
-подобрали красочные иллюстрации, фотографии в тематические альбомы для рассматривания на разные темы, опираясь на комплексно-тематическое планирование;
-создали уголки с государственной символикой страны, области, города. Внесли в него магнитное панно «Города России», которое наполнялось магнитами тех городов, в которых бывали наши дети со своими родителями;
-создали мини-музеи, в которых собрали различные предметы, которые дошкольник может потрогать, рассмотреть и даже поиграть, т. е. исследовать самостоятельно:
*Мини-музей «Народные куклы обереги»
*Мини-музей «Лекарственные травы Урала»
*Мини-музей «Прикладное искусство Урала»
*Мини-музей «Чайная чашка»
*Мини-музей «Мир камня»
*Мини-музей «Искусство народа (вышивка, ткачество, вязание»)
*Мини-музей «Чудо дерево»
*Мини-музей «Чудо колосок».
- организовали выставку изделий заводов, фабрик, комбинатов нашего города, в рамках тематической недели «Город мастеров»;
- внесли в среду макеты района, где проживают дети, достопримечательностей города.
- в предметно-пространственную среду, в зависимости от комплексно-тематического планирования вносили развивающие, экологические и дидактические игры :
*Дидактическая игра «Собери картинку» (символика родного города, достопримечательности города, транспорт нашего города)
*Дидактическая игра «Назови» (спортсмена; достопримечательность; сказ Бажова)
*Дидактическая игра «Мы разные, но мы вместе» (знакомство с многообразием народов и культур в родном городе)
*Дидактическая ига «Расскажи по картинке» (достопримечательности города, памятные места, природные достопримечательности, времена года в городе)
* «Экологические игры: «Береги все живое». Цель: дать представление о роли растений в нашей жизни, о том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух.
*Экологическая игра «Мы за чистый город». Цель: дать первоначальные представления о вторичной переработке сырья.
Задачи:
1. Научить детей сортировать мусор;
2. Сформировать потребность в поддержании чистоты окружающей среды, эстетическом преобразовании действительности.
3. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, которые загрязняют наш город, воздух;
4. Воспитывать у детей желание охранять природу и окружающую среду по мере своих возможностей;
*Экологическая игра «Как избавиться от мусора»
В результате проектной деятельности по тематическим неделям «Кто как готовится к зиме»; «Зима на Таганае»; «Пришла весна», дети совместно с педагогом создали макет «Жизнь диких животных Национального парка Таганай в разное время года», который внесли в познавательную зону. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.
Совместно с детьми создали Красную книгу Таганая, которая постепенно наполняется новым содержанием.
В предметно-пространственную среду для того, чтобы она стала развивающей, вносили кроссворды, ребусы, развивающие задания согласно календарно-тематическому планированию.
Для обеспечения социально-коммуникативного развития созданы следующие условия :
Создали уголки уральского быта с предметами уральской утвари. Цель: формирование культуры межнациональных отношений между воспитанниками в полиэтническом коллективе, взаимопонимания с другими народами; знакомство с бытом, традициями, ремеслами народов, населяющих наш город. В старшей группе уютно расположился уголок уральского быта «Русская изба», в которой по крупицам собраны предметы домашнего быта, обихода. Здесь проводятся занятия, развлечения. Дети, используя костюмы и атрибуты к ним, играют в сюжетно-ролевые игры.
В подготовительной группе создан и внесен в предметную среду макет русской избы и макет юрты. Все содержимое выполнено руками детей совместно с педагогом в рамках проектной деятельности «Быт народов нашего города» и используется в режиссерских играх детей.
Для обеспечения социально-коммуникативного и речевого развития в среду вносятся фото и иллюстративный материал о жизни детей в детском саду, семейные фотоальбомы, семейные древа. Рассматривая фотоальбомы, у детей поднимается настроение, гасятся негативные эмоции. Этот материал располагает к общению, развивает речь дошкольника. Тем самым, углубляются знания детей о семье, где они родились, истории ее возникновения и становления.
Также в среду вносим выставки книг уральских писателей (например, «Уральские сказы П. Бажова», книги Н. Пикулевой – поэтессы Южного Урала).
Для обеспечения физического развития в среду вносим альбомы для рассматривания «Олимпийские чемпионы нашего города»; «Виды спорта нашего города»; Дидактические игры : «Угадай вид спорта»;
Для обеспечения художественно-эстетического развития :
*«Искусство народов Урала (вязание, ткачество, гончарство, кузнечное дело)
*«Прикладное искусство Урала»
*«Златоустовская гравюра на стали»
-создали уголки «Палитра», в которых имеется различное оборудование для продуктивной деятельности, в т. ч. и нетрадиционное;
- изготовили дидактические игры : «Народные узоры»; «Народные промыслы»; «Собери картинку»; «Собери русскую избу»; «Укрась татарские сапоги ичиги»; «Укрась тюбетейку»; «Укрась прялку, деревянную доску»
В созданной нами развивающей предметно-пространственной среде соблюдается принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для решения задач одной образовательной области могут использоваться для решения задач в других образовательных областях.
Реализация образовательных областей проходит в совместной партнерской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
При подборе предметов, наполняющих пространство группы, использовали свойство предметов нести информацию и стимулировать творческий поиск ребенка.
Предметно-пространственная среда не статична, она меняется, динамична. Соблюдается принцип комплексно-тематического планирования: в зависимости от темы недели в среду вносится материал : альбомы для рассматривания, книги, модели, схемы, результаты детской деятельности, макеты.
Так, например, по теме недели: «Весна шагает по планете» в предметно-пространственную среду группы вносили альбомы для рассматривания: «Весна в городе», «Признаки весны», «Реки нашего города», мнемотаблицы для самостоятельного составления рассказов «Весна в моем городе», дидактические игры, картины художников; раскраски по данной теме, экологические модели «Таганай весной», созданные в результате совместной с педагогов художественно-творческой деятельности.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у детей свободы, инициативности, творческого воображения.
Создание информационного пространства для родителей является одним из компонентов разработанной нами модели современной образовательной среды.
Информируем родителей о реализации курса в родительских уголках в форме папок-раскладушек «Цели, задачи курса»; в форме фотоотчетов о посещении краеведческого музея, ЦБС; проведения экскурсий, различных интересных мероприятий, которые проводятся в детском саду; на сайте ДОУ
С целью изучения традиций и укладов жизни семьи организуется выпуск семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок, использование семейных фотоальбомов в образовательном процессе, режимных моментов. При этом приобретаются и закрепляются знания детей о национальных традициях, обычаях семьи, родном крае, появляется принятие, понимание и на его основе уважение людей других национальностей. Родители – главные помощники в создании условий для развития наших дошколят : совместно с детьми наши родители изготовили макеты достопримечательностей; оказали помощь в организации мини-музеев; сшили на кукол национальные костюмы; изготовили юрты. Родители – участники и победители городских конкурсов; родители – активные участники конкурсов, выставок, которые проводятся в ДОУ.
Оригинальность нашего проекта заключается в том, что среда создана при минимальных финансовых затратах на оформление и приобретение оборудований и пособий. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса.
Результатом разработанного и внедренного нами проекта является:
- включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;
- высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ дошкольниками;
-формирование активно-действенного интереса дошкольников к региональной культуре.
Воспитанники нашего учреждения несколько лет подряд имели высокие показатели в муниципальной олимпиаде «Юный житель Златоуста», занимали призовые места. Педагоги учреждения успешно участвовали в муниципальных конкурсах методических разработок по реализации курса программы «Я-златоустовец», занимая призовые места. Наше дошкольное учреждение является лауреатом в городском конкурсе на лучшую организацию образовательной среды по курсу «Я-златоустовец».
В дальнейшем мы планируем продолжить активно работать по реализации курса «Я-златоустовец», включать родителей в организацию и проведение интересных мероприятий, выставок, конкурсов, в проектную и исследовательскую деятельность.
Список используемой литературы:
1. «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 № 273 Режим доступа: минобрнауки. рф
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014 №2
3. Я – златоустовец. Дошкольное образование : программа курса / Администрация
ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013 – 30с.
4. Смирнова, Е. О. Организация предметно-игрового пространства в детском саду[Текст] :Методическое пособие / Под общей ред. Е. О. Смирновой. — М. : «АРКТИ», 2012.
5. Бабунова, Е Наш дом - Южный Урал [Текст] : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Е. Бабунова, С Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. -255 с.
6. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.