Гульназ
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно - пространственная среда
в группе раннего возраста»
Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
При отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. Ведущая деятельность в раннем возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому необходимо постоянно обновлять, менять предметную среду.
В период раннего детства окружающая ребенка среда должна быть яркой, интересной, эмоциональной, мобильной, она несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его. У ребенка дошкольного возраста есть три основных потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
В группах имеется всевозможный игровой и дидактический материал для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.
Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.
Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А также обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность в полном объёме организовать педагогический процесс. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.
Необходимо построить предметную среду так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников, с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.
Принципы создания предметно-развивающей среды
1. Принцип комфортности
2. Принцип целесообразной достаточности.
3. Принцип доступности.
4Принцип личной ориентированности.
5. Принцип баланса инициатив детей и взрослых.
Групповое помещение условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:
• спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы».
• зона средней интенсивности : «Центр конструирования, «Центр ИЗО-деятельности».
• зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Центр двигательной активности. Главной целью педагога в области физического развития детей раннего возраста является удовлетворение потребностей в движении. В группе имеется необходимое оборудование, стимулирующее ребенка к двигательной активности. Благодаря трансформируемости и полифункциональности развивающей среды физическое развитие детей осуществляется полноценно и безопасно.
Речевой центр 2-3 года – период осмысленной речи. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит. Целевые ориентиры образования в области речевого развития в младенческом возрасте : Ребенок владеет активной речью, речь становится полноценным средством общения с другими детьми, проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картинок, с пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных играх. Для полноценного речевого развития в группе созданы все условия : создан цикл по развитие речи использованием интерактивным оборудование, много книг с красочными иллюстрациями, различные виды театра, видеоролики по стихам А. Барто, потешкам, просматривая которые дети повторяют стишки. Очень нравится детям играть с резиновыми игрушками, проговаривая отдельные слова и фразы за персонажей сказки.
Центр для продуктивной деятельности (рисования, лепки)
Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложится краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами. Карандаши, краски, раскраски – все находится в свободном доступе для детей. Очень нравится малышам рисовать штампами, трафаретами, пальчиками. Дети сами размещают свои творческие работы на мольберте. В приемной есть стенд для выставок совместного творчества.
Лепка-вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином обогащает сенсорный опыт малыша, развивает мелкую моторику пальчиков рук, позволяет развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.
Центр познавательной деятельности.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п. Развивающие игры направлены на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, воображения: игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры. В центре достаточно разнообразных видов конструктора (пластмассовые, деревянные, магнитные, «Лего», есть наборы маленьких машинок, зверей для обыгрывания построек. Конструирование, проводимое в совместном деятельности оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности находится в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.
Дидактический стол используется для проведения индивидуальных игр-занятий и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности имеют атрибуты и наглядные пособия. Поэтому оснащение музыкального центра разнообразно и привлекательно, а самое главное доступно для детей.
Театральный центр: Здесь сосредоточены разные виды театра :
- Кукольный театр
- Пальчиковый театр
- Театр Бибабо
- Театр на прищепках
Имеется картотека музыкальных и театрализованных игр.
Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры — она становится сюжетно-отобразителъной. Игра— ведущая деятельность в дошкольном возрасте, открывает широкие возможности для воспитания и развития ребенка. Известно, что игры детей раннего возраста в основном неустойчивы. Это выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек. Поэтому важная роль в развитии детской игры отводится педагогу.
Освоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит в процессе специальных обучающих игр (показы-инсценировки, театрализованные игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры).
В век новых технологий мы работаем с родителями посредством образовательного сайта, родительских чатов, где родители воспитанников могут ознакомиться с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Итоги проводимых мероприятиях в виде совместных деятельности (фотовыставок, поделок, рисунков) размещены в приемной группы.
Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того, как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.