Марина Казянина
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе»
Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.
Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников :
- дети с нарушением интеллекта
- дети с нарушением слуха
- дети с нарушением зрения
- дети с нарушением речи
- дети с множественными расстройствами
- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)
- дети с нарушением опорно двигательного аппарата
- дети с ЗПР
Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.
В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС
З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников : дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.
Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.
Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.
Требования к организации пространства
Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально
Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.
Макросреда представлена :
Физкультурным залом
Музыкальным залом
Кабинетом учителя - дефектолога
Кабинетом педагога - психолога
Кабинетом учителя - логопеда
Сенсорным уголком.
Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.
Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.
• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Центр «Ребенок в семье и обществе»
- Центр труда и самообслуживания
- Центр ОБЖ
- Центр игры
- ЧФУОО Центр «Моя малая Родина»
• Образовательная область «Познание»
- Центр математики и сенсорного развития
- Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности
• Образовательная область «Речевое развитие»
- Центр речевого развития
- Центр книги
- логопедический мини центр
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Центр изобразительной деятельности
- Центр конструирования
- Центр музыки
- Центр театра
• Образовательная область «Физическая культура»
- Центр физического развития
Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.
Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.
Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:
Познавательное развитие
Основными задачами познавательного развития являются
развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.
Познавательное направление представлено Центром «Математики и сенсорного развития» представлен игровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие - целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы, «Арифметика» (восприятие количества) и др.
Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:
задачи ОО физическое развитие
Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;
Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;
Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;
– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
Центр физического развития наполнен «Дорожка шагов» для правильная постановка стопы, переносное Массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Роликовые массажеры.
Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.
Для детей с РАС
Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :
Ориентировочные
-фотографии ребенка
-фотографии сотрудников ДОУ
-информационные таблички при входе в помещения ДОУ
-пиктограммы
-цвет (привлекающий ребенка)
Коммуникативные
-таблички с печатным текстом
-коммуникативный альбом
-коммуникативные панно или доска (в группе)
Социально-поведенческие
-иллюстрированные списки правил поведения
-серии картинок с алгоритмом социальных действий
К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.
Слайд
К коммуникативным относятся
фотографии близких людей;
фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
К социально-поведенческим визуальные средства относятся
- схемы последовательности умывания
- схемы последовательности одевания
- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.
Для детей с ТНР актуальным является направление:
Речевое развитие.
основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
развитие речевого дыхания,
фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза,
автоматизация звукопроизношения,
развитие лексико-грамматического строя,
связной речи,
развитие мелкой моторики
Данное направление представлено в центрах «Развитие речи», «Логопедический мини-центр», «Центр книги» Центры наполнены: дидактическими играми «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составлении рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий - глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.
Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.