Анастасия Черноплечая
Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может развиваться бесконечно. В современных условиях это возможно, но от обилия информации педагог может растеряется, особенно молодой педагог. В этом случае старший воспитатель должен помочь начинающему педагогу.
В нем ДОУ разработана программа работы школы молодого начинающего педагога. И рамках данной школы меною была проведена консультация по организации РППС в группе.
Публикация «Консультация для начинающих воспитателей, Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность проведения консультации обусловлена тем, что педагоги не вполне понимают новые требования ФГОС ДО к РППС.
Для подготовки к консультации мною использовалось методическое пособие «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду»(Е. О Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова).
РППС имеет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Важность определяется прежде всего спецификой возраста, которая отличает дошкольников от школьников и студентов. Именно среда является носителем знаний об окружающем для ребенка. Действуя с предметами, дидактическими игрушка, пособиями, ребенок познает мир, понимает отношения предметов и вещей, а также осознает себя и свои возможности. Потому очень важно, чтобы среда носила развивающий характер.
В ФГОС ДО выдвигает новые требования и ориентиры в создании среды в группе ДОУ.
Насыщенность предполагает наличие необходимых и достаточных материалов для разных видов деятельности.
Трансформируемость среды предполагает возможность изменения пространства в зависимости от характера игры.
Вариативность предполагает наличие в группе различных зон : для игры, уединения и т. д., а также наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих выбор ребенка.
Полифункциональность подразумевает возможность использования различных составляющих предметной среды.
Безопасность РППС обеспечивается соблюдением требований пожарной безопасности и СанПиН.
Пространство группы должно давать детям возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это возможно сделать при создании различных зон в группе. Рекомендуемые зоны: для режиссерской игры, для ролевой игры, экспериментирования, продуктивной деятельности, конструирования, уголок природы, пространство для подвижных игр.
Тем не менее, зонирование не обязует среду группы оставаться неизменной. Среда должна с одной стороны обеспечить ребенку чувство стабильности, с другой – позволять детям и взрослым изменять ее в соответствии с потребностями. Зоны можно объединять, дополнять и заменять друг друга.
В свете новых требований такие привычные для нас игровые уголки, как «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», являются нежелательными стереотипами. Такое оборудование вносит в игру детей штампы, мешает проявлению самостоятельного игрового творчества.
Элементы каждой зоны должны периодически меняться, дополнятся новыми играми и игрушками. Также в группе должны быть и неоформленные материалы для использования в сюжетно-ролевых играх как предметы-заместители.
При построении среды в группе необходимо учитывать возраст детей. Дети в группах раннего возраста проходят адаптацию к условиям ДОУ, поэтому рекомендуют, чтобы дизайн помещения был максимально приближен к семейному. Кроме этого в группе должны быть уголки уединения, и возможность взять любимую игрушку. Ребенок должен беспрепятственно бегать, ползать, ходить, кататься на машинках, возить или толкать перед собой тележки. Игрушки в группе должны пробуждать у детей любопытство, познавательный интерес.
У детей младшего возраста на ранних стадиях развития находятся наглядно-действенное мышление, воображение, речь. На невысоком уровне развития находится игра, а потребность в общении со сверстниками находится на стадии становления. Поэтому игрушки в данной группе должны быть крупным, максимально обобщенными. Количество игрушек должно соотноситься с количеством детей.
В средней группе игрушки могут быть поменьше, чем в младшей. Количество игрушек зависит от потребностей детей. В этот период начинает бурно развиваться сюжетно-ролевая игра, и часть игрушек становится ненужной, так как дети уже способны превратить конкретные предметы в воображаемые.
В старшем возрасте размер игрушек также остается небольшим. Больше делается упор на предметы-заместители, разнофактурные материалы, маркеры роли и пространства. Большой интерес представляют для детей различные тематические наборы (солдатики, звери, кукольные). Дети проявляют интерес к настольным играм.
В подготовительной группе у детей вызывают интерес творческие наборы, которые могут преобразовывать пространство и что-то мастерить своими руками.
Образная игрушка является одной из самых древних и распространённых видов игрушек. Само название данного вида игрушек говорит о том, что в игрушке заложен образ некоего живого существа. К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных, сказочные персонажи. Образные игрушки могут быть не только атрибутом для игры, а также партнером по игре. Большую роль играет образная игрушка для формирования внутренней речи ребенка. Кроме того, игрушка вводит ребенка в сферу человеческих отношений. Ребенок с помощью образной игрушки перенимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, нормы морали и правила поведения в социуме.
Для реализации всего развивающего потенциала образная игрушка должна обладать рядом качеств.
1. Игрушка должна быть открытой для инициативных действий, позволять вкладывать в образ голос ребенка и опыт ребенка. Именно это позволяет сделать игрушку инструментом психологического развития. Образные игрушки не должны содержать в себе батарейки, чипы и другие механизмы, позволяющие игрушкам двигаться, петь. Это сводит на нет развитие ребенка, его воображения, фантазии.
2. Сочетание условности и реалистичности образа и характера. Реалистичность образа становится ориентиром, который направляет игровые действия и сюжет, а условность позволяет разнообразить игровые действия.
В младшем дошкольном возрасте ребенок совершает с игрушкой много процессуальных действий (кормит, укладывает спать, поэтому размер куклы должен быть удобным для совершения этих действий.
После 3-4 лет ребенок начинает развертывать сюжет между игрушечными персонажами – он становится режиссёром игры. Поэтому игрушки становятся меньше, для них в группах появляется соответствующие аксессуары: мебель, одежда, посуда. После 5 лет тематика игр детей расширяется и выход за рамки бытовых сюжетов, поэтому хорошо иметь в группе кукол большого размера, чтобы они стали полноправным партнерами в игре. Для кукол также необходимо иметь мебель, одежду, расчески, резинки и т. д.
Для выбора игрушек необходимо учитывать:
• Привлекательность игрушки. Главное, чтобы образ игрушке не противоречил этическим и эстетическим нормам.
• Качественные характеристики игрушки, которые зависят от возраста детей.
• Характер игрушки – комплекс внешнего вида игрушки (эмоция, поза, одежда).
• Размер игрушки определяет для какой игры она предназначена.
• Детализация (количество дополнительных деталей).
• Техническая оснащенность, которая может сделать игрушку закрытой и обладать низким развивающим потенциалом, так как может уволить игру от воображаемой ситуации.
• Подвижность частей образной игрушки обеспечивает удобство действия с ней.
• Устойчивость, качество материала.
Маркерами роли называют специфические предметы, которые обозначают игровую роль. Маркеры роли помогают ребенку «перевоплотится» в любого персонажа, почувствовать себя этим персонажем и удержать это чувство. Также маркер роли позволяет узнать роль партнерам по игре.
В раннем детстве, когда ребенок только начинает осваивать роль, реалистичные маркеры роли помогают удерживать образ. Он является постоянным напоминанием, кто ребенок сейчас есть.
В младшем дошкольном возрасте роль уже есть, и ребенок учится ее удерживать. Самым близким и доходчивым маркером роли для детей данного возраста будут костюмы животных из известных сказок («Колобок», «Теремок», а также элементы образов (борода, платок, фартук).
В среднем дошкольном возрасте как маркер роли реалистичный образ становится неактуальным. В данном возрасте акцент смещается с удержания роли на удержание игрового взаимодействия. В среднем дошкольном возрасте целесообразней предлагать детям заместители, и, в первую очередь, полифункциональные вещи (штанишки, колпачки, юбки, жилетки). Большое значение приобретают разнофактурные ткани: обрезы тканей, тесемки, ленты и тд.
В старшем дошкольном возрасте все эти особенности сохраняются, но добавляются костюмы сказочно-фантастических персонажей.
Маркер игрового пространства – это предметы, служащие для обозначения места действия. К ним можно отнести игровые домики, различные здания, сооружения и конструкции, элементы ландшафта. Маркер пространства призван обеспечить канву для сюжетно-ролевой игры, обозначит пространственные «границы» игры.
Исследователи говорят о том, что статичные конструкции, типа «Больница», «Парикмахерская», не желательны в группе ДОУ, потому как они стандартизируют игру, а также съедают пространство группы. Домики, которые встречаются в группах, также являются статичными и в единственном экземпляре, что мешает межличностному взаимодействию.
Тем не менее, адекватный маркер пространства в группе необходим. Помощью ширмы легко можно обозначить домик, и даже не один. Ширма легко убирается или переставляется с места на место.
Кроме ширм маркером пространства может служить легкая мебель (детские столы и стулья, куски ткани, листы фанеры, прищепки и т. д.
Мебель для ролевой игры должна быть максимально открытой. Статичные уголки должны быть в самом обобщенном виде. Любой стол может стать и обеденным столом в кафе, и дома, и партой. Накрытые тканью стулья могут стать домиком.
Большой развивающий потенциал для детской игры имеет обычный кукольный домик, который в зависимости от сюжета может быть замком, больницей, школой. Тогда как «профессиональные» здания обладают узкой тематикой.
Для украшения и поддержания игры хорошо подходят различные ландшафные украшения: деревья, камушки, шишки. Эти украшения дети могут создавать сами.
Предметы оперирования – это предметы, с помощью которых дети выполняют игровые действия: посуда, бытовая техника, инструменты. Они помогают прочувствовать то или иное игровое действие как реальное.
Сегодня предметы оперирования самый распространённые товар на рынке детских игрушек. Несмотря на это покупатели часто не умеют правильно выбрать такие игрушки. Родители с радостью покупают точные маленькие копии настоящих бытовых приборов, не задумываясь о том, что для игры ребенка это не несет никакой развивающей нагрузки. Еще одной проблемой является то, что все игрушки данного вида однотипные и их очень много.
Предметы оперирования отвечать следующим требованиям:
- они должны быть условными, а не маленькими копиями настоящих;
- их не должно быть много;
- они должны быть разнообразными (из разных историй)
В младшем дошкольном возрасте хорошим вариантом будут различные наборы кухонной посуды, докторский набор и т. д. Такие наборы помогут детям удержать роль.
В среднем возрасте для удержания ролевого взаимодействия следует отказаться от ярких, звучащих игрушек, так как они будут уволить детей от игры с партнером к обладанию привлекательной игрушкой. Поэтому в данном возрасте лучше предложить 1-3 набора (висы и гири, плоскогубцы и отвертка и т. д.).
В старшем возрасте для поддержания развития фантазии детям лучше предложить полифукциональный материал, который поможет развить сюжет или повернуть игру в неожиданное русло.