ольга дамм
«Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением«
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие зрительного восприятия через
предметно практическую деятельность,
у дошкольников-с нарушением зрения"
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование полноценного зрительного внимания очень важно, т. к. оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно исследовательской деятельности ребёнка в зрительной среде. Необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предметов.
У детей с нарушением зрения внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастности. Дефицит внимания отчётливо проявляется в ситуациях, (урок) требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным поиском. Дети с нарушением зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Кроме понижения остроты зрения, развитии амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка. Развитие зрительного восприятия является очень важным. Поэтому одной из специальных задач в детском саду является развитие способов зрительного восприятия. Для развития этого используются все виды детской деятельности : игра, труд, бытовая деятельность, занятия.
Особенности зрительного внимания при Амблиопиии и косоглазии
1. Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.
2. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами.
3. Замедленность процесса зрительного восприятия, его неполнота и фрагментарность оказывают отрицательное влияние на активность внимания, его объём, концентрацию, устойчивость и на темп переключения зрительного внимания
4. Нарушения внимания возможны и как следствие болезни или утомления и проявляются в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости и отвлекаемости
Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объёма памяти. Активизации зрительного внимания способствуют: яркость объекта, внезапность появления, необычность (новизна, интерес к данному объекту, актуальность.
Восприятие величины предметов Способность охватить взором предмет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предмета, и расстояние, с которого он рассматривается. Среди слабовидящих имеются лица с суженым полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов слабовидящими глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации. У слабовидящих детей наблюдаются также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагм (дрожание глаз. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Восприятие цвета и контраста Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром. Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые – с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой – успокаивает. Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, света и цветорегулируемых осветителей и др.). Восприятие движения – это отражение изменения положений, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаза, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непосредственного восприятия акта перемещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.
Задачи
по развитию зрительного восприятия включают в себя :
-развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира (цвет,форма,величина, движущиеся объекты)
-формирование умения действовать с предметами
-воспитание интереса к окружающему миру
Конкретные задачи включают в себя умение различать и называть
1. Различать и сравнивать предметы с изображением на картинке
2. Последовательно выделять основные признаки,
3. Соотносить изображение на картинке с реальным предметом (изображение может быть силуэтным, контурным).
Изобразительная деятельность имеет важное значение для воспитания детей с нарушением зрения, служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.
ЛЕПКА
В лепке дети воспроизводят воспринятые объекты. Это требует активного и детального их обследования, формирования приемов осязательного восприятия, развитии зрительно-моторной координации движений. Ценность лепки заключается в том, что, работая над воспроизведением предметов, дети учатся активно воспринимать окружающий их мир, отражать и передавать форму, объем, величину, строение, характер поверхности предметов. Таким образом, лепка содействует уточнению и обогащению представлений детей об окружающем в подготовке руки для письма. Занятия следует начинать лепкой с натуры, чтобы ребенок мог постоянно сверять результат своей работы с объектом. При этом важно следить за тем, чтобы у детей был достаточно большой кусок пластилина, чтобы вылепленный предмет соответствовал по величине натуральному. На первых этапах обучения лепке с натуры следует выбирать для образца мелкие натуральные предметы. Это позволяет ребенку легко провести сравнение своей работы с заданным объектом. Очень часто дети стараются лепить из маленького кусочка пластилина. Это неплохо для развития мелких движений руки. Однако невозможность изменить деталь из-за малых ее размеров часто ведет к тому, что ребенок ломает всю поделку. Это отрицательно сказывается на отношении ребенка к своей работе: он не заканчивает ее вовремя, теряет уверенность в своих силах и интерес к тому, что делает; у него появляется негативизм. Лепка из относительно крупных кусков глины (или пластилина) дает возможность усовершенствовать отдельные детали поделки, не разрушая всего вылепленного. Для лепки выбираются такие предметы, с которыми дети уже познакомились в игре, в труде, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на форму и величину предметов, показывает его свойства. Особенно большой интерес вызывает у детей связь формы предмета с характером его движений. Например, рассказывая о круглой форме шара, воспитатель
вместе с ребенком катает его по столу. Только после детального ознакомления с шаром ребенок может приступить к его лепке. Лепка с натуры позволяет воспитателю научить детей воспринимать в предмете не только его существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета. Этому следует учить с первых занятий. Наблюдение предмета под руководством воспитателя непосредственно перед лепкой положительно влияет на качество изображения. Дети легче удерживают в памяти и передают в лепке свойства и качества предмета, которые только что воспринимали, узнавали, определяли при наблюдении и называли.
Аппликация
Обучение аппликации, как и другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире.
Организации: А) индивидуальная; Б) подгрупповая.
Методические приемы:
А) чтение художественной литературы;
Б) рассматривание изделий из бумаги;
В) вопросы разного характера;
Г) указания;
Д) пояснения.
Для успешного формирования знаний, умений, навыков, обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения, в работе необходимо использовать разнофактурную бумагу: А) цветочную; Б) чертежно-рисовальную; В) бархатную.
Принцип коррекционной работы:
Учет индивидуальной особенности зрительного восприятия
Дифференцированный подход
Тифлопедагог О. М. ДАММ