Татьяна Савинова
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
…под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать её А. В. Луначарский.
В современной действительности, в век технического прогресса, необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира, развивать у него чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведение искусства, красоту и богатство родной природы, быть наблюдательным и любознательным.
Публикация «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Дошкольный возраст – это сензитивный период в развитии человека, развитии его как личности, и эстетического восприятия в том числе. В дошкольном возрасте психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года; через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.
Основная задача системы образования и воспитания направлена на развитие личности человека.
Человек может стать личностью только в обществе (А. Н. Леонтьев, и развиваться в деятельности. Изобразительная деятельность является одной из составляющих, в которой ребенок развивается как личность, он становится творцом, индивидуальным в своих произведениях.
Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности - этапы развития творческого процесса.
Этапы творчества в изобразительной деятельности дошкольника.
1 этап – «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть длительным и очень коротким. Все масли и чувства подчинены определенной цели, идет интенсивная работа воображения.
2 этап – «исполнение, реализация замысла». Суть его в переводе представления в конкретный образ. Продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется. Процесс исполнения влияет на содержание замысла. Оно может сильно меняться и корректироваться.
3 этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость.
Основная цель работы - развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам рисования.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
• уточнение и конкретизация знаний детей о различных изобразительных материалах, обобщенных способах создания изображений;
• развитие восприятия цвета, формы, пространства (композиции, пропорций
• формирование самостоятельности и активности в решении творческих задач
Прогнозируемые результаты:
• самостоятельность и инициативность в решении поставленных живописных задач, самостоятельность в выборе цвета и оттенков, построении композиции;
• уверенное пользование различными живописными материалами, техниками, их сочетанием, создание ярких выразительных образов.
Свою работу я начала с диагностики - выявление уровни развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В основу диагностики была положена методика «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под редакцией О. А. Сафоновой.
Данные диагностического исследования помогли сделать вывод, что большинство детей находится на среднем уровне развития изобразительной деятельности.
Исследуя диагностические карты, выяснила, что дети в основном различают виды искусства по жанрам. Они имеют представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, но сложность вызывало у детей сравнительное выделение особенностей творческой манеры графиков и живописцев.
Также увидела, что некоторые дети с большим, другие с меньшим желанием самостоятельно рассматривают произведения искусства, обмениваясь впечатлениями, чувствами и переживаниями.
Выяснила, что в практической деятельности дети с желанием используют все средства, однако не все могут создавать выразительный образ, проявлять творчество.
На первом этапе работы были созданы необходимы условия для развития изобразительной деятельности детей.
Одним из условий приобщения дошкольников к изобразительному искусству является использование современных технологий в области «Художественное творчество», таких как программы «Детство», с использованием методических пособий по программе «Детство» и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития», пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника»
Следующим необходимым условием является:
Макросреда детского сада - изобразительная студия «Радуга», которая
оснащена разнообразным наглядным, дидактическим и практическим материалом. В студии есть дидактические игры, модели, скульптуры малых форм, детские работы, репродукции известных художников, а также картины Дзержинских художников, методическая литература.
Детские и взрослые работы выполнены разными материалами и в разных техниках, а также в разных жанрах живописи.
Есть специально отведенное место для самостоятельной изобразительной деятельности, где находится разный материал в доступном для детей месте. карандаш, он может свободно подойти и взять его.
В студии имеется материал для аппликации, рисования, лепки, природный материал.
Микросреда детского сада:
- центры художественного творчества в группах, которые соответствуют возрастным особенностям детей и каждый по-своему интересен.
Содержание направлено на развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
- уголки детского творчества в раздевальной комнате, эстетически оформленые
В изобразительной деятельности использую методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые.
Главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы:
• Наблюдение
• Рассматривание предмета (обследование). Обследование по возможности следует проводить после наблюдений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура «оживает»
• Образец
• Показ картины
• Показ способов изображений и способов действия.
Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы:
• Беседа
• Объяснение
• Вопросы
• Поощрения
• Совет
• Художественное слово.
Игровые приемы – это способы совместной деятельности педагога и детей направленные на развитие сюжетно-игрового замысла, путем постановки игровых задач и выполнения игровых действий.
Для более успешного развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности использую следующие формы работы
Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность : подгрупповая - на которых дети занимаются практической деятельностью и фронтальная – по рассматриванию картин и репродукций художественных произведений.
Так например, при рассматривании пейзажа «Золотая осень» И. Левитена, внимание обращаю на колорит в репродукциях, цветовое решение, композицию, перспективу, передний, средний, дальний план.
После подготовительной работы проводилась продуктивная деятельность по овладению техническими навыками. Дети хорошо используют метод тычка, мазок. На занятии «Лист клена», дети овладели техникой заливки.
Задача следующего этапа- развивать композиционное решение и отработать технику штриха.
Таким образом, мы подошли к творческой деятельности «Осень в моем городе». Дети заранее задумывали, что будут рисовать, любимое место в городе или окраине, где любят гулять, любоваться природой.
Интегрированная деятельность проходит в виде гостиных, цель которой через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию и развивать умение выражать чувства.
Индивидуальная работа используется в сочетании со всеми видами деятельности детей во всех формах организации.
Во 2-ой половине дня с целью расширения и углубления знаний и умений провожу кружок «Радуга» для одарённых детей и для всех, кто любит изобразительное творчество.
На праздниках и развлечениях используется знакомый материал разных видов деятельности, для оформления залов используем продукты детской деятельности. Все это систематизирует умения и навыки детей.
С целью повышения профессионального уровня педагогов, вовлечения педагогического коллектива в работу по развитию изобразительной деятельности детей используем традиционные и инновационные формы т. к. : мастер классы, конкурсы- презентации дидактических пособий, консультации, семинары практикумы.
Наш детский сад находится в непосредственной близости с городской библиотекой имени Симонова, что является еще одним плюсом в организации художественно-эстетической деятельности детей. С администрацией библиотеки был заключён договор о взаимодействии. Наши дети с удовольствием посещают выставки картин Дзержинских художников и сами принимают активное участие в городских выставках. В дошкольном учреждении организовывали выставки работ детей детской школы искусств и общались с юными художниками. В результате у детей возникли яркие эмоционально-эстетические переживания, они с большим желанием слушали старших детей и очень эмоционально откликались на их рассказы и вопросы.
Проблему приобщения детей к прекрасному невозможно решить в полной мере без активного участия родителей :
• анкетирование;
• провожу консультации по ознакомлению их с видами и жанрами изобразительного искусства;
• творческие мастерские;
• мастер классы;
• творческие гостиные
В результате проведенной в течение года работы я добилась высоких результатов. Это подтверждает повторные исследования уровня развития изобразительной деятельности.
Вывод по проделанной работе. Развитие эстетического восприятия в рисовании не может не оказать положительного влияния на развитие личности ребенка в целом. Ребенок ощущает себя творцом, его собственный мир обогащается, приобретается разного вида опыт, знания и умения. Он чувствует себя значимым.
В изобразительной деятельности ребенок реализует свои потребности жить одной жизнью со взрослым человеком, участвовать в их деятельности и отношениях. Развитие эстетического восприятия обогащает внутренний мир ребенка.