Елена Яковенко
Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно и именно поэтому, важно своевременно развивать экологическую культуру маленькой личности.
Отсутствие же экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малышей,т. е учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Угощаем лесных жителей», «Магазин «Фрукты и овощи»» и др.
Игры-экспериментирования
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала.
Подвижные экологические игры. помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни ; отражают явления живой и неживой природы; проводимые на свежем воздухе, укрепляют иммунитет ребенка.
Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В работе используем наглядный и словестные методы.
1. Наглядный.
Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями (за погодой, рассматриваем небо, уточняем характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяем степень тепла и холода, за ростом и развитием растений в уголках природы, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе. Наблюдение - это главный способ формирования конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе.
Ежедневно, во время прогулок или же из окна группы (если погода не позволяет вывести детей на улицу) обратить внимание детей младшей группы на небо, найти солнце на небе, облака или тучи, говорить о дожде, снегопаде, ветре. При этом давать правильное словесное определение всем явлениям : «Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, тёплое, высоко на голубом небе». Или: «Небо серое, всё в облаках, солнца не видно, может пойти дождь», и так далее. Для того чтобы наблюдение было более ярким привлекать сказочных персонажей как: Старичка-лесовичка, Дедушку Ивана из сказки «Репка». По ходу наблюдения, персонажи задают вопросы, дают поручения и малыши с большим интересом, а главное с желанием отвечают им на вопросы, готовы выполнить поручения все сразу. Наблюдая красоту природы, отметить, какие органы чувств человека задействованы в наблюдении – это зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем всё, что нас окружает, а с помощью слуха – слышим звуки и голоса природы.
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Наглядным методом также является рассматривание картин природного характера, папок и альбомов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», пейзажи и репродукции известных художников.
2. Словесный: В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. В группе можно говорить о разном, у детей в этом возрасте достаточно развита речь, и имеется опыт общения с окружающими. Диалоги могут быть разнообразными, как например, о человеке как о части природы. Обсуждаем, что человеку нужно, для того чтобы жить, в том числе называем органы и части тела, акцент делается в разговоре, что части тела и органы должны быть здоровыми, и выясняем, что же для этого нужно делать: - Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Или же: - Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать? Почему нужно чистить зубы? Дети ведут обсуждение, обмениваются мнениями.
Донести до сознания экологического воспитания детям 3-4 лет, помогают литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же: С. Маршак «Усатый-полосатый»; В,Сутеев «Кто сказал мяу»; и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки, поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое.
Беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. Они должны быть очень разнообразными, конечно же, с учетом возрастных особенностей детей. С младшими детьми, это на закрепление знаний о признаках времени года; беседы на темы «Как мы играем зимой», «О птицах», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций). Практический: экспериментирование и опыты - это самая любимая по моим наблюдения совместная с воспитателем деятельность детей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводить опыты: разнообразные опыты с водой в разных её состояниях (твёрдом и жидком); воздухом (ветер); с песком; землёй и многое другое. Что позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. При экспериментировании и опытах дети лучше запоминают и усваивают данный материал, так как они могут его обследовать. Обследование объектов: овощей, фруктов, природных материалов (шишки, кора, веточки, вода, лед, снег и другое, выявление их сенсорных характеристик,
В младшей группе, отмечать в календаре природы погоду: ветер – символ наклонившегося дерева, ясная погода – солнышко, дождь – капельки и другое. Составлять из разрезных картинок – целое, это могут быть цветы, фрукты, овощи, а также составление картинок из пазл.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению используют интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При формировании гуманного отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.