Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое внимание?
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.
Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).
Существует несколько форм внимания. К ним относится:
Сенсорное внимание - зрительное, слуховое, тактильное и др.
Публикация «Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Двигательное внимание - внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.
Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации).
Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. - к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.
Проблема внимания - одна из самых сложных проблем психологии.
Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание. Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления.
К внешним относятся: напряженная поза, сосредоточенный взгляд…
К внутренним - изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Существует несколько видов внимания. А именно:
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)
Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание, с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание, а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.
Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания.
Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств:
концентрации; устойчивости; распределения и переключения.
Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.
Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.
Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.
Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий ( например: рассказывает стих, перемещаясь по комнате).
Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.
Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может, всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.
Развитие внимания у дошкольников.
Развитие внимание у дошкольников связано с тем, что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей.
Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику : «Будь внимателен», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».
Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием.
Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.
Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.
В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию ( например: «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов», - говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия ( например: ребёнку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.
Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни детей, служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания.
Главную роль в помощи развития внимания у детей играет, конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)
На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.
Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей.
При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи. Это всегда нужно учитывать!
Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.
Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.
Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей. Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.
Огромную роль в развитии внимания детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте.
В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является : общий культурный уровень детей; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.
В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка : если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение: конечно развитие внимания у детей-дошкольников во многом зависит от нас - взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это - кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.
Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников.
1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.
3. Предлагайте ребё нку следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «б», подчеркнуть все буквы «д»).
4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
5. Регулярно включайте ребё нка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.
8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого: прыгать, останавливаться, шагать и т. д.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания.