Лариса Соколова
Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей среднего дошкольного возраста «Клубника-ягодка с секретом!»
К апелька алая лета
Л истиком скромно прикрыта,
У лыбкою солнца согрета,
Б ожественной влагой умыта.
Н ежна, сочна, бархатиста
И слаще, чем мед иль конфета.
К ак ароматна, душиста
А лая капелька лета!
Познавательно-исследовательский проект «Клубника - ягодка с секретом!» начал реализовываться в нашем детском саду по инициативе детей. А приступили к его разработке и в последствие, к реализации, после того, как в наш детский сад в подарок детям привезли клубнику с ягодных полей ООО «Рассвет» г. Сергача. Дети пришли в восторг от такого подарка и с большим удовольствием ели пироги с клубникой, а так же стали задавать разные вопросы, ответы на которые порой сразу трудно найти. Тем более клубника с ягодных полей является ремонтантной, т. е. обладает постоянным плодоношением до заморозков, а значит прошли те времена, когда она была исключительно сезонным продуктом, и теперь эту ягоду можно видеть на прилавках почти круглый год. Но все равно, настоящая, ароматная, сочная, темно-алая от солнца и самая полезная клубника появляется на нашем столе только в начале лета, особенно выросшая на летних грядках под солнцем.
Публикация «Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей среднего дошкольного возраста „Клубника-ягодка с секретом!“» размещена в разделах
Мы задались целью узнать все секреты, которые таятся в этой загадочной ягоде. Вот так совместно родилась идея проекта «Клубника – ягодка с секретом». Проектная деятельность позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде значимого продукта – проекта.
Цель проекта: Расширить представление детей о полезных свойствах клубники.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (август - октябрь).
Участники: дети средней группы №1 «Почемучки», педагоги, родители, социокультурные партнеры: ягодные поля ООО «Рассвет» г. Сергача, филиал-библиотека микрорайона Гусево.
Объект исследования: клубника - как объект природы.
Задачи проекта:
Развивать в детях познавательную мотивацию и интерес к клубнике как к объекту природы.
Познакомить с самим понятием «клубника» и ее видами.
Изучить источники, рассказывающие о пользе клубники.
Провести исследования по выращиванию клубники на территории детского сада и изучить процесс ее созревания.
Познакомить детей с народными приметами, поговорками, песнями, стихами, сказками о клубнике.
Привлечь родителей к реализации проекта и созданию мини-музея «Клубничная сказка».
Привлечь сотрудников для организации детских экскурсий, получения информации.
Способы и средства достижения результата:
Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей;
Организация наблюдений и исследований;
Рассматривание иллюстраций, фотографий;
Чтение и обсуждение народных сказаний, сказок, рассказов, примет, пословиц и поговорок;
Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация;
Организация развлечения и дидактических игр;
Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества;
Участие детей, родителей и педагогов в совместной акции;
Привлечение социокультурных партнеров;
Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея.
Конечный результат:
Повышенный интерес детей и родителей к совместной познавательно- исследовательской деятельности;
Создание продуктов совместной деятельности: альбом с репродукциями картин художников, книга стихов о клубничке, книга загадок про клубнику, книги со сказками о клубнике, книга рецептов блюд из клубники «Клубничные рецепты», творческие семейные работы, гербарий цветочка и листьев клубники, дидактические игры «Бусы из клубники», «Пирожки с клубникой», «Разрезные картинки», «Дополни картинку», творческие работы детей и родителей.
Конспекты занятий, экскурсий, акция «Чтобы молодость сохранить - надо клубнику посадить»; диагностический инструментарий по проекту; презентации и слайды для детей и родителей «Что мы знаем о клубнике», «Лечебные свойства клубники»;
Создание мини-музей «Клубничная сказка».
Этапы проекта:
• Подготовительный: первая половина августа
• Практический: вторая половина августа, сентябрь
• Заключительный: первая половина октября
Подготовительный этап:
1. Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. 4-5 лет; Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет; Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет; хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
Затем были определены социокультурные партнеры - ягодные поля ООО «Рассвет» г. Сергача, филиал-библиотека микрорайона Гусево,
и изучены их возможности. Со всеми партнерами определили дату организации детской экскурсии.
Дальнейшие шаги подготовительного этапа:
Подбор наглядного материала: фотографии, иллюстрации, загадки, сказки, рассказы о клубнике, слайды, презентаций для детей и родителей;
Разработка диагностического инструментария по проекту, конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий;
Разработка проекта мини-музея «Ягодная сказка»;
Взаимодействие с родителями воспитанников;
Подбор места высадки ягодника.
Входная педагогическая диагностика по проекту заключалась в ответах детей на 5 вопросов:
1. Что такое клубника?
2. Какая она?
3. Выращивается ли она дома?
4. Когда растет клубника?
5. Чем полезна клубника?
Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о пользе клубники, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.
Практический этап: Вся дальнейшая работа над проектом была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, детей, педагогов. В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении альбомов, дидактических игр, пособий. Родителям предлагалось совместно с детьми найти загадки, стихи о клубнике, художественную литературу, где бы упоминалось о клубнике.
Семья Полазновых изготовила книгу рецептов блюд из клубники «Клубничные рецепты», в которой представлены рецепты блюд, приготовленных из клубники.
С целью создания положительного эмоционального фона в семье и в детском саду, укрепления детско-родительских отношений в нашей группе «Почемучки» прошла акция «Чтобы молодость продлить, надо клубнику посадить». Все семьи наших воспитанников откликнулись на наш призыв. Оставалось только собрать саженцы клубники, и самое главное, определиться с местом ее посадки. Место определили. Силами родителей был сделан и установлен яркий заборчик, цветные грядки, а в центре красовалась клубника. Родителям было предложено принести саженцы клубники. Настал день посадки. После завтрака мы принялись за дело. Дети стали активными участниками посадки, сажали вместе с нами, поливали. Родители тоже не остались в стороне. Получился самый настоящий ягодник.
Во время экскурсии в филиал-библиотеку знакомство с клубникой продолжилось. Сотрудники библиотеки устроили для детей праздник клубники. Главный герой праздника – медведь, который пришел к детям с целой корзиной клубники. Дети отгадывали загадки, играли с медведем, смотрели мультфильм о клубнике, о том, как необходимо за ней ухаживать, чтобы получить урожай. В конце праздника дети выполнили коллективную работу под названием «Наш клубничный сад».
Во время экскурсии на ягодные поля ООО «Рассвет» дети смогли увидеть огромное ягодное поле, рассмотреть и потрогать листочки, ягодки. Здесь нам рассказали о том, что свой вклад в будущий урожай сделал и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, посадив несколько кустиков клубники. Эту ягоду Валерий Павлинович назвал одной из любимых, с ней связаны воспоминания детства.
Еще мы узнали, что свежий урожай из ягодного сада будет попадать на столы нижегородцев, а излишки отправятся на производство джемов, варенья и йогуртов, которое планируют создать на Сергачском сахарном заводе.
ООО "Рассвет"- новое предприятие по выращиванию разных видов ягод в промышленных масштабах. Оно создано в 2017 году и расположено в Сергачском районе Нижегородской области. Предприятие в этом году высадило 20 га клубники, 10 га малины, 5 га ежевики и 15 га голубики. Таких площадей промышленного выращивания ягодных культур в России больше нет. Выращенная вблизи Сергача ягода, в первую очередь идет в продажу жителям города и района. В Сергаче открылось около 4-5 торговых точек. Остальной урожай поставляется в сетевые магазины областного центра, потому что один город не способен употребить такое количество. Этот проект очень масштабный, он использует современные технологии. В итоге будет получен непрерывный ягодный конвейер, начиная с июня до осенних заморозков.
Дальнейшие шаги реализации проекта:
1. Экскурсия на кухню ДОУ, с целью наблюдения за процессом заморозки.
2. Организация досугов, развлечений, циклов бесед, занятий с детьми.
3. Сбор информации из разных источников о пользе клубники.
Разработка и оформление дидактический игр по проекту. Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей стали многочисленные дидактические игры о клубнике «Бусы из клубники», «Пирожки с клубникой», «Разрезные картинки», «Дополни картинку», альбом с репродукциями «Клубника в творчестве русских художников», книга стихов о клубничке, книга загадок про клубнику, книги со сказками о клубнике, книга рецептов блюд из клубники «Клубничные рецепты», творческие семейные работы, гербарий цветочка и листьев клубники.
4. Организация продуктивных видов деятельности: лепка, аппликация, рисование, с использованием нетрадиционных техник.
5. Презентации для родителей «Виды клубники», «Полезные свойства клубники»
Проведена консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание дошкольников в семье».
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
6. Оформление альбомов и книг по проекту: альбом «Что мы знаем о клубнике», альбом с репродукциями «клубника в творчестве русских художников», книга загадок о клубнике, книга рассказов, сказок, стихов о клубнике, книга рецептов блюд из клубники, творческие работы детей и родителей.
7. Анкетирование среди родителей: «Знаете ли Вы о пользе клубники?»
На заключительном этапе проекта состоялось
1. На заключительном этапе нашего проекта состоялось открытие мини-музея «Клубничная сказка», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.
2. Была проведена сравнительная диагностика по проекту, которая показала положительную динамику. За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности знаний у детей значительно повысился.
3. Информация о ходе реализации проекта размещена на моем персональном сайте, мероприятиях, связанных с проектом;
4. Транслирование опыта в социальных сетях, в педагогическом сообществе и общественности, участвуя в конференциях и семинарах разного уровня.