Анастасия Хусанбаева
Развитие творческой одаренности детей в хореографии при подготовке к конкурсам
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Развитие творческой одаренности детей в хореографии при подготовке к конкурсам» актуальна, обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в исполнительском.
По словам президента РФ В. В. Путина «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России.» Поэтому в настоящее время дополнительное образование детей в современной модели образования рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного общего образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворить его творческие, креативные способности, позволяющее максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. «система дополнительного образования обязана мотивировать учащихся, родителей и учителей к интеллектуальному и творческому развитию, помогать в поиске и обучении талантливых и заинтересованных детей».
Публикация «Развитие творческой одаренности детей в хореографии при подготовке к конкурсам» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Считается, что привлечение ребенка к танцевальному искусству является одним из средств всестороннего развития учащихся. средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером танцев, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Наибольший интерес в этом плане представляют дошкольники и младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения.
Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Конкурсные мероприятия - это форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее и развивающее значение. Подготовка к участию в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время участие в конкурсах позволяет учащимся повысить уровень самооценки; способствует развитию индивидуальных творческих возможностей по хореографии.
Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью творческого развития каждого одаренного ребенка. Развитие конкурсной деятельности серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, родителей.
Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества
Они особенные как для учеников, у которых конкурсы и соревнования всегда вызывают особые эмоции, так и для педагогов, так как подготовка и проведение конкурсных мероприятий требует от них особых знаний и умений.
Для подготовки детей к конкурсам мероприятиям проводится системная целенаправленная работа, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата».
1. Проектирование программ для одаренных детей;
2. Методы работы с учащимися
3. Работа с родителями
4. Формы отслеживания и фиксации ресурсов
5. Результативность
Я работаю по дополнительной общеразвивающей программе «Танцевальная мозаика». Программа рассчитана на 3 года для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа спроектирована. Структура дополнительных развивающих программ одинакова для всех образовательных организаций, а структурирование программы зависит от цели программы.
Программа «Танцевальная мозаика» состоит из 7 разделов (модулей) :
• Партерная гимнастика,
• Ритмика,
• Классический танец,
• Народно-сценический танец,
• Современный танец,
• Музыкально-ритмические игры,
• Актерский тренинг.
Все перечисленные разделы связаны между собой, каждый из них имеет свои конкретные задачи.
В работе я уделяю особое внимание актерской игре. Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением-мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка. Поэтому в программу я ввела раздел «Актерский тренинг».
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию. Метод помогает хорошо ориентироваться в дальнейшем на любой сцене.
Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
Метод тройных передвижений позволяет развить координацию, чувство равновесия, ориентировка в пространстве).
Хочется сказать отдельно о медиа ресурсах. Это так же неотъемлемая часть обучения, позволяющая повысить качество исполнения танцевальных номеров, с помощью анализировния учениками своих ошибок после выступления на сцене.
Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов
выступления
журнал посещаемости
портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы, сертификаты и др.)
«летописи» детского творческого объединения (видео-ифотоматериалы)
выполнение зачетных: упражнений, импровизаций, этюдов
Работа с родителями.
Очень важно вовлечение в процесс подготовки конкурсных мероприятий родителей, которые оказывают определенную помощь в организации мероприятий. Это моральная поддержка детей, помощь в пошиве сценических костюмов и изготовлении реквизитов для танцевальных номеров, сопровождение в выездных концертах и т. д.
Результативность.
Наша хореографическая студия танца «Карамельки» участвует в конкурсах и фестивалях с 2015 года, которые проходят как в Тамбове, так и в области. За 2 года мы приняли участие в 10 конкурсных мероприятиях и фестивалях. Где стали призерами и лауреатами Муниципальных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов, таких как:
Конкурс русского народного танца «Состязание плясунов» в рамках «2 Фестиваля русских народных забав»
Открытое первенство МАУ ДО «ДЮСШ №1» по современному танцевальному спорту
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Здравствуй Мир» 2017 год
Муниципальный и Региональный этап Всероссийского конкурса «Здравствуй Мир» 2018 год
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2016 год
Муниципальный и Региональный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2018 год
Фестиваль-конкурс «Радуга хореографии»
Межрегиональный конкурс хореографических коллективов «Дарить радость людям»
Всероссийский фестиваль «В Ритме Века» в 2017 и 2018 году
В декабре 2017 года мы посетили Всероссийский фестиваль «Snow dance», Идея данного фестиваля носила «Обмен опытом среди танцующей молодежи». Важную роль играет компетентное жюри и зритель в целом, что очень побуждало конкурсантов стараться выступать мощнее и показывать себя как можно лучше. Хорошо подготовленные интересные сцены, внимательные и приветливые службы, великолепная звуковая, световая аппаратура - все это играет очень большую роль для осмысления детьми процесса сценического действия и осознания собственной значимости и принадлежности к нему. Все это способствует дальнейшему развитию их профессиональных навыков.
В октябре 2017 года хореографический коллектив «Карамельки» стали лауреатами III степени в IV Международном онлайн - конкурсе для хореографических коллективов Творческого Движения «Вдохновение». Один из самых масштабных Международных онлайн - конкурсов хореографического искусства «Вдохновение» проходил при поддержке Федерального агентства по делам молодежи г. Санк-Петербурга. В конкурсе приняли участие 1309 творческих хореографических коллективов из России, Белоруссии, Украины, Марокко, Молдовы, Узбекистана, Финляндии и Эстонии. В номинации «Танцевальное шоу» хореографический коллектив «Карамельки» представил танцевальный номер «Райские птицы». Компетентное жюри высоко оценили профессиональную исполнительскую деятельность, эстетический и музыкальный вкус, творческий потенциал коллектива.
И это как раз то, в чём так нуждаются дети для реализации собственного творческого потенциала, пробования своих сил, сравнения с другими, возможностью посмотреть на другие коллективы, показать себя и общаться с новыми людьми. Детям всегда очень весело и комфортно на таких мероприятиях, несмотря на стресс перед выступлениями и порой жёсткую конкуренцию на сцене. Подобные фестивали и конкурсы — это огромная радость и колоссальный опыт-профессиональный, коммуникативный. С другой стороны, большой стресс, если дети не занимают призовые места. Поэтому необходимо проводить постоянную работу с учащимися и родителями с целью- мотивировать на постоянную системную работу по подготовке к конкурсным мероприятиям. Дает сильный толчок для дальнейшего развития. И очень приятно, что в финале, каждый солист, каждый коллектив, выложившись на сцене на 100%, получает отдачу не только в виде рукоплесканий зала, но и дипломы, подарки, поздравления. Фестивали и конкурсы для детей — это движение, практика, опыт, проявление себя.
Хочу обратить ваше внимание на то, что с 2017 года в системе дополнительного образования стали проводится олимпиады по художественной направленности дополнительного образования (по хореографии и вокалу, где участники должны показать, как теоретический, так и практический уровень подготовки.
В данный момент существует список олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.