Людмила Парфёнова
Консультация для воспитателей «Использование компьютерных игр при подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время информационные технологии широкоиспользуются в системе дошкольного образования с цельюсовершенствования управления дошкольной образовательнойорганизацией, а также обновления форм и методов работы с детьми.
В начальной школе компьютер и компьютерные игры становятсянеотъемлемой частью образовательного процесса. Значит, важно, чтобы, придя в школу, ребенок был готов к встрече с ними.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование компьютерных игр при подготовке детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Как показывают исследования, посвященные вопросаминформатизации дошкольного образования, компьютерные игры способны оказывать влияние на формированиеследующих психических познавательных процессов, личностных качеств и навыков:
более раннее формирование важнейших операций мышления, таких как обобщение и классификация;
раннее развитие знаковой функции сознания;
облегчение процесса перехода психического действия из внешнего плана во внутренний;
развитие памяти и внимания детей;
формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторногоанализаторов;
развитие мелкой мускулатуры и моторики руки;
более легкое усвоение некоторых математических понятий, например формы, цвета, величины, числа и множества;
развитие сенсорных способностей;
более быстрое развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве, что обычно представляетопределенные трудности для детей дошкольного возраста;
воспитание усидчивости, целеустремленности и сосредоточенности;
активное развитие воображения и творческих способностей;
более активное пополнение словарного запаса.
Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что компьютерная игра – одно изэффективных средств подготовки ребенка к обучению в школе. По утверждения специалистов по сравнению с традиционными средствами она обладает определенными преимуществами.
Так, информация в компьютерной игре преподносится в игровой форме, что стимулирует интерес ребенка. В процессе обучения важно удерживать внимание детей. В данном случае внимание ребенка привлекаютанимация, движение и звук.
Кроме того, компьютерная игра предоставляет ребенку возможность самостоятельно регулировать темп и количество решаемых задач.
Не секрет, что дети часто обижаются, когда им делают замечания за неправильно выполненное задание. В компьютерной игре все по-другому : отрицательная оценка ошибочных действий ребенка отсутствует. Компьютер предоставляет индивидуальное количество повторов, которые необходимы конкретному ребенку, чтобы достигнуть успеха.
Также к преимуществам компьютерной игры можно отнести поощрение за правильное решение поставленной задачи, которое стимулирует познавательную активность ребенка, автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий дошкольника.
Поскольку компьютерная игра является одним из средств образования и развития детей старшего дошкольного возраста, в ней заложены потенциальные возможности для подготовки детей к школе. Таким образом, сегодня педагоги и родители вполне могут применять компьютерные игры в качестве дополнительного средства подготовки детей к обучению в школе. Однако их бездумное применение способно оказать негативное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.
Сирадж-Блэтчфорд и Сирадж-Блэтчфорд (Siraj-Blatchford and Siraj-Blatchford, 2006) выявляют в дошкольном образовании четыре главные области обучения, в которых роль ИКТ может оказаться критической, и высказывают свои соображения о том, как эту роль оптимально реализовать:
Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения оптимальной пользы от применения ИКТ требуется участие взрослых.
Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия ошибки, а есть исследование свойств микромира при участии педагога при выполнении заданий, решения задач, которые поставил сам ученик. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «Что если?» Для поддержания креативности детей следует их побуждать:
- в процессе игры находить альтернативные варианты действий;
- всегда видеть возможность выбора;
- устанавливать связи между вещами;
- проводить сравнения;
- смотреть на вещи с точки зрения других.
Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции ИКТ в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями магазинов, туристического агентства и др., в которых взаимодействие осуществляется через сенсорный экран.
Обучение:
Инструменты ИКТ, поддерживающие развитие предпосылок универсальных учебных действий, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры.
Как указывают Хейес и Уайтбред, для того чтобы ИКТ внесли позитивный вклад, дошкольники должны их применять в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах (Hayes and Whitebread, 2006).