Марина Владимировна Лысенко
Развитие творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческой активности детей
в разных видах музыкальной деятельности»
Современный этап развития общества определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Творческое развитие личности необходимо для всех видов человеческой деятельности. Развитие творческой активности ребенка происходит в процессе его обучения. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития формирования творческой личности.
Публикация «Развитие творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и
формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что, если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Большие возможности для творческого развития детей несет в себе музыка. Процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня, танец и др.
Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта : стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры.
В своей педагогической деятельности развитие творческой активности дошкольников на музыкальных занятиях я реализую на основе программы дошкольного образования, основанной на едином подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности.
В музыкальном воспитании и обучении, я использую наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, я использую различные приемы: наглядно – зрительные приемы, тактильный приём, наглядно – слуховой прием.
Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.
Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает
возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор, считается, что с помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные.
Движения организуемые на музыкальных занятиях – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, патологиям центральной и периферийной нервной системы, заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Врач и педагог В. В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Музыкальное развитие осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Организуемые музыкальные занятия, направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно – образовательного процесса:
- Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа, занятия проводятся длительностью: группа 2 раннего возраста – 5 минут, 1 младшая – 10 минут, 2 младшая – 15 минут, средняя – 20 минут, старшая – 25 минут, подготовительная – 30 минут. Между занятиями в зале проводится проветривание в течение - 10 минут;
- Организация досуговой деятельности, активного отдыха.
Для самостоятельной музыкальной деятельности ребенку предоставляется не так много времени и места, где он мог бы сам помузицировать и погрузиться в мир музыкальных открытий и впечатлений. Помочь ребенку окунуться в мир музыки помогает музыкальный руководитель и воспитатель дошкольного учреждения, которые совместно создают условия для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.
В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие,
реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе,
что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Роль педагога здесь минимальна, в основном она представлена «косвенным руководством» и
созданием среды для самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию
таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая
активность.
Рассмотрим различные виды самостоятельной музыкальной деятельности
детей в группе :
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять
попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает
процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают
друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.
2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной
деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер : объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя солдатиков, мальчики барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.
3. Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной
музыкальной деятельности, развивают у ребят способность к восприятию,
различению основных свойств музыкального звука : «Догадайся кто поет», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и другие.
Развитие творческих способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям предметно – пространственной развивающей среды. Для того чтобы у воспитанников постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности необходимо обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально- дидактические игры, оборудование для художественно – театральной деятельности, атрибутов и костюмов для игр, оборудования (колонка и флешка) с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром и самостоятельные шумовые инструменты; стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, коробочки, трещотки, погремушки, японский дождик и др.
Развитие творческих способностей, творческой активности ребенка на музыкально-ритмических занятиях возможно, если у него формировать заинтересованность в познании нового и его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.