Шпак Анна Владимировна
Организация и проведение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается жизненный поток
представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Организация и проведение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями, постепенно осваивая окружающий мир.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические и театрализованные.
Рассмотрим каждый из этих видов. Сюжетно-ролевые игры. Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т. д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания. Игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых. По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях.
Дидактические игры обогащают чувственный опыт детей. Закрепляют знание о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; ориентировать в соотношении плоских фигур «Геометрические мозайки» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складывание кубиков); сравнивать соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти(«Чего не стало?» ит. п.) слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий- тяжелый» и т. п); мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д)
. Цель дидактических игр - развитие умственных способностей. Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, руководство дидактическими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы и т. д. Когда воспитатель проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосредственное участие В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений.
Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике и обогащая их содержание.
Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр - заинтересованность детей в ходе и результатах игры.
Выводы.
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемом неудержимости онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Для детей данного возраста ведущей деятельностью сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, т. е. в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.