Прохорова Екатерина
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации коллективной деятельности
Доклад.
Тема: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра».
Публикация «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации коллективной деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Само понятие «коллективная деятельность» - это уникальное явление, которое объединяет в себе естественно социальные и педагогические условия развития дошкольника. Коллективная деятельность необходима для развития общественных качеств и норм. Сущность детской коллективной деятельности заключается в планировании и предварительной подготовке, в самом процессе с воспитанниками взрослый обсуждает коллективные действия и, в итоге, они совершают совместные действия.
Немало важным значением для развития дошкольников является внедрение в организацию коллективного труда художественной деятельности, которая направлена на развитие совместных творческих способностей через коллективный поиск наиболее эффективных способов и средств при решении творческих задач.
К особенностям коллективной художественной деятельности относятся следующие показатели:
— практическая направленность:
— коллективная организация;
— творческий характер действий;
— проявление заботы друг о друге;
— переживания о выполнении работы каждого участника коллектива;
— проявление заботы об окружающих людях и далеких друзьях;
— осуществление поиска лучших средств для творческой
художественной деятельности с учетом участия нескольких детей;
— формирование четкой организации жизни;
— формирование умения планировать разнообразные дела, которые будут приносить пользу и радость окружающим;
— сплоченность воспитанников и воспитателей.
Перечисленные особенности коллективной художественной деятельности дошкольников определяют одну из важных задач современного дошкольного образования – развитие у детей способности творчески работать в коллективе, что отражается в задачах по нравственно-эстетическому воспитанию, предъявляемые ФГОС ДО.
Эти задачи решаются в процессе художественной деятельности, к которой в основном относится изобразительная деятельность, включающая в себя аппликацию, лепку и рисование. Это наиболее доступные и любимые для дошкольников виды деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности, как правило, дети выполняют свои работы в индивидуальной форме. Но особое удовольствие им доставляет создание общих творческих проектов, коллективной композиции или совместной картины, которые объединяют сразу несколько замыслов детей и различные способы изображения. Дети с особым удовлетворением оценивают общий результат коллективной деятельности, который всегда будет богаче по содержанию, чем индивидуальные работы.
Такие результаты коллективной художественной деятельности производит на дошкольников сильные эмоциональные впечатления. Старшие дошкольники способны проанализировать, что выполненная коллективная работа получилась более масштабной и интересной, чем то, что они делают по отдельности.
Коллективная художественная деятельность также влияет на развитие коммуникативной сферы деятельности, в которой дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, принимать на себя отдельные и общие задачи в процессе выполнения, делегировать задания на всех участников, выступать в роли руководителя и исполнителя, а также договариваться, искать компромиссы и слышать идеи каждого участника творческого процесса.
Коллективная художественная деятельность сама по себе обладает всеми педагогическими условиями для активизации дошкольников. Это выражается:
— в развитии стремления контролировать собственные действия, нарушение которых недопустимо в коллективной работе, так как каждый ребенок берет на себя ответственность за выполнение конкретной задачи;
— в развитии самостоятельного суждения о своих возможностях, которые необходимо проявить в творческой деятельности и анализ возможностей участников коллективной деятельности;
— в формировании между участниками процесса положительных взаимоотношений со сверстниками (оказывает помощь тем, кто в ней нуждается).
В любой коллективной деятельности все участники процесса направлены на достижение конечного результата. Наиболее ощущаемый и видимый результат представляется в художественной деятельности, в частности, в изобразительной. То есть результат не исчезает по завершению коллективной деятельности, его можно рассмотреть, проанализировать, поделиться эмоциями и впечатлениями, а также на основе полученного результата сформировать на будущее новые цели и задачи совместной коллективной деятельности. В коллективной деятельности оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.
Коллективная художественная деятельность – это одно из эффективнейших средств в решении многих дидактических и воспитательных задач.
Для того, чтобы правильно организовать коллективную художественную деятельность, важно помнить, что детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Особенно в старшем дошкольном возрасте дети стремятся к созданию творческих продуктов не столько для себя, сколько для окружающих. Им важна оценка, похвала со стороны взрослых и признание со стороны сверстников. Коллективная художественная деятельность решает такой запрос со стороны дошкольников, так как в конце деятельности педагог выделяет работу каждого ребенка, хвалит, оценивает и индивидуально, и коллективно результат коллективного труда.
Коллективная художественная деятельность также направлена на развитие волевых качеств дошкольников. В процессе совместной деятельности они учатся выполнять задание до конца, следя за его качеством, сосредоточенно и целенаправленно решать поставленные задачи, преодолевать трудности, прийти на помощь товарищу и т. д.
В процессе коллективной художественной деятельности сочетаются физическая и интеллектуальная активность дошкольников. Для создания коллективного продукта необходимо приложить больше усилий при осуществлении трудовых действий. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков в самообслуживании способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, развивают воображение, фантазию, а в целом развивает мотивацию детей к сотрудничеству, разрешению личных проблем помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.
Для того, чтобы коллективная художественная деятельность положительно влияла на развитие дошкольников, важно обращать внимание на следующие педагогические принципы в ее организации :
— творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
— учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
— управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
— комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Таким образом, коллективная художественная деятельность дошкольников имеет особую роль в их всестороннем и полноценном развитии. Художественная деятельность, чаще всего, носит общественный характер и направлен на достижение дошкольниками результатов, которые будут оценены в обществе. Особенно это важно для дошкольников старшей группы. Поэтому, организация коллективной художественной деятельности направлена не только на совместное решение творческих и изобразительных задач, но и общественно значимых.