Татьяна Димитриева
Опыт работы «Развитие творческих способностей у дошкольников с помощью пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию ребёнка, развивают творческие способности, воображение ребёнка. Развивается умелость и сила рук, движение обеих рук становятся более согласованными, развивается мелкая моторика, руки подготавливаются к письму.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей у дошкольников с помощью пластилинографии“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я веду кружок «Волшебные краски». Меня очень заинтересовала техника рисования пластилином, техника, которая очень проста в исполнении, увлекает и не перегружает детей. Пластилинография стала частью программы работы кружка.
Для успешного освоения навыков пластилинографии при организации занятий я использовала следующие приемы:
1. Игровая мотивация - это важный стимул развития познавательного процесса. На каждом занятии создавала проблемную ситуацию и ставила перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходило овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
2. Воспроизведение движений в воздухе. Предлагала детям показывать движения в воздухе, раскатывать «бревнышки».
3. Совместные действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, вместе с ним выполняла действие.
4. Работа детей на общем фоне. Для этого использовала коллективную деятельность- дети на больших листах бумаги (фон) выполняли работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делали «заготовки», а потом подходили к фону. Пока они не освоили технику прижима к фону, он находился в горизонтальном положении; как только дети научились прижимать к нему детали, фон располагался вертикально. Такая последовательность действий позволяла детям менять позу во время занятия.
5. Стихи, загадки подбирала к теме занятия, которые помогали изображению характерных особенностей объекта.
Игровая задача в используемых приемах - это своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. Например «Как же помочь бабочке?» После постановки игровой задачи с детьми разыгрывала игровые действия. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Выражение действий бывают практические (махание крыльями, писание пальцами, звуковые (машина, звери, птицы, изобразительные (размазывание пластилина пальчиками, изображение дождика, снежинок, листопада).
Обучая детей пластилинографии, учитывала, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем мире.
Я начала работу с детьми младшего и среднего возраста. Очень важен подготовительный этап в работе, когда дети знакомились с пластилином, его свойствами и учились простым приемам пластилинографии.
На занятиях дети осваивали правильную постановку пальцев, приём отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарики между двумя пальчиками, надавливать, размазывать подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве. Начальные работы с детьми : «Солнышко», «Цветочек», «Грибочек», «Дождик».
С детьми старшего возраста мною был разработан и реализован проект на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста». В ходе реализации этого проекта я проводила с детьми различными мероприятиями. Дети совершенствовали технику рисования пластилином (учились не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т. д., учились создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков).Для того, чтобы построить, например, избушку, нужно заготовить много брёвен. Цвет пластилина дети выбирали самостоятельно. Воспитанники освоили приём влияния одного цвета в другой, выполняли декоративные налепы разной формы, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы («Рыбка», «Матрёшка»). Постепенно дети начали создавать композиции, сочетая разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию (например, для снеговика дети сначала подготавливали основу, рисуя снежную вьюгу, а уж затем размазывали пластилин по контуру снеговика). Для придания работам выразительности дети закрепляли навык использования вспомогательных предметов (так, например, крылышки и хвостик птички дети делали из пёрышек, для лепестков ромашки использовали ватные палочки, цветок тюльпана выполняли из пластмассовой ложки). Кроме того, дети активно использовали бусинки, стразы, зубочистки, бисер. Большой интерес вызвали выставки детских работ, выполненных техникой пластилинография на тему : «Букет для мамы», «Подводное царство». А самое главные, учились выполнять коллективные работы («Осенний пейзаж», «Подводный мир», «Зимний пейзаж» и т. д.).
В рамках проекта были проведены консультации и беседы с родителями:
1. Как правильно выбрать пластилин, его разновидность. 2. Занятия с пластилином в домашних условиях.
Проектом заинтересовались родители, которые не только с удовольствием посещали консультации и беседы, но и активно участвовали в семейном конкурсе «Золотая осень».
Успешно прошё л мастер-класс для педагогов на тему: «Важные секреты по работе с пластилином».
В результате реализации проекта у детей развились сенсорные способности, композиционные навыки, улучшилась координация рук, мелкая моторика. Дети самостоятельно научились выбирать тему, планировать свою работу, выбирать выразительные средства изображения, доводить начатое дело до конца.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту дети научились решать более сложные творческие задачи. Самостоятельно выполняли задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и своё отношение к изображаемому (например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирали цвет пластилина, а при создании друзей для снегиря самостоятельно создавали образы птичек: у одного она клюёт зёрнышки, у другого машет крылышками). Ведь создание образа в воображении - наиболее трудный путь, требующий большого объёма знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому считаю важным пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоции и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.
На основании проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и почувствовали себя маленькими творцами.