МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной работы с нитками

Шурыгина Наталья
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной работы с нитками
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта:

Приобщение ребенка к искусству — это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в духовную и социальную жизнь. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становления цельной, гармоничной личности.

Формирование творческой личности-одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого ручной труд детей в детском саду и дома.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной работы с нитками» размещена в разделах

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения. Зачастую ребенку бывает недостаточно привычных традиционных способов, средств изображения предметов и оформления работ. Поэтому используются инновационные технологии, такие как нетрадиционная работа с нитками-«ниткотворчество». Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.

Работа с нитками и другими дополнительным материалом поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а также навыки творческой деятельности.

Основная задача в нетрадиционной работе с нитками-научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы виден был процесс и результат работы. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает свою работу, то в последствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму к учебной деятельности в школе.

При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.

Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).

Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребенка.

Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности.

Организуя работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу, музыку, произведения искусств. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, худ. произведения воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащают словарный запас, худ. вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель и задачи проекта:

Проект имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень проекта: ознакомительно – практический.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия ниткографией.

Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения у человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Создавая рисунок поделку с помощью нити ребенок переживает тот эмоциональный подъем, который присутствует во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса работы своими руками. У ребенка возникает желание продуктивно работать каждый день и изображать все то, что он видит вокруг. Огромное влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В творческой деятельности детей развиваются и художественные способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Цель: использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей.

Задачи проекта:

- способствовать всестороннему развитию дошкольников, формирование общей культуры личности детей;

- продолжать развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативность, самостоятельность, ответственность и творческие способности ребенка;

-формировать представления о различных видах ниток;

-обучать детей нетрадиционным способам работы с нитками;

-вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделок из ниток;

-продолжать развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;

-продолжать учить формировать простые композиции, личностное отношение к результатам своей деятельности.

В ходе реализации проекта дети будут:

-подбирать нитки нужного цвета;

-пользоваться ножницами;

-применять на практике теоретические знания метода ниткографии;

-анализировать образец, анализировать свою работу;

-составлять композицию на листе бумаги;

-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять свою работу.

Принципы в реализации проекта:

-Принцип комфортности.

-Опора на внутреннюю мотивацию.

-Принцип деятельности.

-Принцип вариативности.

-Систематичность и последовательность.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей :

- знания о различных видах ниток и их происхождении;

-умение нетрадиционной работы с нитками;

-выставка творческих работ детей;

-умение составлять композицию из ниток на бумаге;

-умение выкладывать с помощью шнурка или нити контурных изображений различных предметов, то есть рисование с помощью нитки;

-развитие творческих способностей у детей.

Для педагогов:

- повышение компетенции педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;

- пополнение предметно-развивающей среды.

Материал, используемый на занятиях:

нитки шерстяные разного цвета, нитки акриловые, нитки разные (мулине, ирис, листы картона с изображением рисунка, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка, ватные палочки, поролон, трубочки от коктейля, бусины.

Формы и методы работы с детьми :

Совместная деятельность взрослого и ребенка; словесный; наглядный; практический; самостоятельная деятельность детей; исследовательский; продуктивный; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение, обсуждение худ. литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдения; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Этапы реализации проекта:

1 этап- Информационно- подготовительный

1. Определение целей и задач проекта;

2. Подбор методической литературы, интернет ресурсов по данной теме и наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;

3. Ознакомление родителей с проектом;

4. Выявление уровня педагогической культуры у родителей по приобщению детей старшего возраста к художественному ручному труду (анкетирование);

5. Консультации для родителей «Развитие творчества, фантазии, изобразительных способностей в процессе ручного труда», «Использование аппликации из шерстяных ниток как средство художественной выразительности детей».

2 этап- Практический

1. Дидактические игры с природным материалом.

2. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник работы с нитками. Познакомить детей с техникой кляксография с ниточкой, ниткография, аппликация из разрезных ниток, скручивание нитяных жгутиков, оборачивание картонного силуэта нитками, изготовление из пряжи полупомпончиков, рисование нитками по контуру. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в работе различные дополнительные материалы: ватные палочки, трубочки от коктейля, бусины, поролон.

3. Показ способов применения ниток для изготовления поделок.

4. Организация совместной работы с детьми по созданию поделок.

5. Обобщение результатов работы. Выставки. Формулировка выводов.

Реализация проекта:

Месяц Тема Задачи Примечания. Материал.

Сентябрь Вводное занятие «Бабушкин сундучок» (исследовательская деятельность) Формировать знания о разных видах ниток с помощью дид. игр. Учить детей определять св-ва ниток через позн. -исслед-деятельность, устанавливать причинно-следсв. связь использов. ниток, группировать по признакам. Развивать мыслительную деятельность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Воспитывать инициативность и интерес ко всему новому. Фотографии, изделия прикладного искусства и применение его в быту.

Дети на практике знакомятся с видами ниток.

д / и «Отгадай на ощупь», «По ниточке», п / и «Клубок».

Октябрь «Узелок» Создание совместной поделки на прогулке.

Продолжаем учиться делать работу вместе. Учимся завязывать узелок из нитей. Пакет для заморозки продуктов, скотч, заготовки из цветной бумаги, шерстяные нитки, осенний материал (листья).

Ноябрь «Арбуз и апельсин» Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного фрукта, развивать мелк. моторику, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. Нити черного, зеленого, красного, желтого, розового, темно- зеленого, оранжевого цветов, лист картона с изображением арбуза и апельсина, клей, ножницы, клеенка, кисть, салфетка

Декабрь «Снежинка» (ниткография) Учить играя создавать изображение снежинки на бархатной основе из отрезков ниток. Развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику детей, способствовать связной речи детей. Развивать словарный запас детей по теме «Зима». Чтение отрывка из стихотворения «Морозные узоры» Т. Дворниковой. Рассматривание иллюстраций по теме «Морозные узоры».

Январь «Новогодняя елочка» (аппликация из отрезков ниток) Формировать элементарные представления о способах аппликации с помощью ниток. Воспитывать желание делать поделку и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Беседа «Как мы встречаем Новый год». Рассматривание картин, выполненных в данной технике (экран телевизора).

Февраль «Белочка» (аппликация из отрезков ниток). Закреплять умения делать аппликацию в данной технике. Расширять знания о диких животных. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, развивать мелкую моторику пальцев, воображение; воспитывать аккуратность и самостоятельность

Чтение худ. литературы о лесных обитателях, п / и «Собирайся, детвора»

Март «Букет цветов для мамы (аппликация из отрезков ниток» Закреплять умение делать поделку из отрезков ниток. Создавать красивую композицию из ниток (цветов, эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Беседа «Праздник мамы», д / и «Найди такой же цветок», с / р игра «Семья»

Апрель «Петушок» Учить детей укладывать нить по контуру, учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем, вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к друг другу, развивать самостоятельность смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Нити желтого, красного, коричневого цвета, лист картона с изобр. петушка, клей, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

Май «Бабочка» Закрепить умение выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Развивать чувство ритма. Работать сообща.

Нити разных цветов, картон с изображением бабочки, салфетка, клей, ножницы, кисть.

Работа с родителями :

-презентация итогов проекта;

-буклеты для родителей;

- проведение открытых занятий в рамках проекта по самообразованию;

-заготовка бросового и природного материала;

- участие семей в фотовыставке в рамках проекта по самообразованию, «Лучшая осенняя поделка», «Мастерская Деда Мороза»

- оформление в группе центра творчества для самостоятельной деятельности воспитанников;

- творческие конкурсы и эксперименты для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей :

- организация выставки детских и семейных работ для проведения тематических занятий в группе.

Консультации для родителей:

«Развитие творчества, фантазии, изобразительных способностей в процессе ручного труда»

Консультация «Использование аппликации из шерстяных ниток как средство художественной выразительности детей».

Консультация для родителей «Ниткография»

Консультация «Ниткография для детей! Счастье рисовать!»

Использование ИКТ в реализации проекта:

-составление проектного материала;

-использование в рамках проведения мастер-классов для родителей детского сада по реализации проекта.

3 этап- Заключительный

1. Подведение итогов проектной деятельности;

2. Анализ результатов проекта

3. Организация выставки детских работ в рамках проекта

Вывод:

Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей творить и развиваться, находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой –либо предмет, пришедший в негодность в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. И этот бросовый материал может стать основой интересной, необычной поделки. Выбросить то, что не нужно можно всегда, а вот подарить вторую жизнь — это искусство. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослого, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, это можно найти всегда, это развивает воображение и детскую фантазию.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил старания и усилия, в дальнейшем будет ценить и уважать труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, приобретают трудовые умения и навыки, учатся мыслить. У детей расширяется кругозор, расширяются знания о материалах, о различных техниках, инструментах. Важно не только получение практических знаний по изготовлению предметов из разных материалов, но и проведение бесед, организация выставок, экскурсий. Это все объединяет детей в коллективе, семье и детского сада.

Итог:

В ходе проекта дети научились изготавливать новогодние игрушки из

бросового материала;

-получение полезной вещи;

-работа выполнена своими руками;

-развитие творчества и фантазии;

-объединение участников проекта (дети, родители);

-повышена педагогическая компетентность родителей.

С целью ознакомления родителей с темой проекта были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок, направленные на приобщение детей к эмоционально-положительной творческой атмосфере, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к полезной творческой продуктивной деятельности.

Условиями успешности организации ручного труда можно выделить: использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах, создания музея детских поделок. А также создание предметно-развивающей среды в группе, свободный доступ к материалам творчества и возможностью экспериментирования с ними.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественный ручной труд является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую среду воображения и фантазии.

Используемая литература:

1. Козлина А. В. "Уроки ручного труда в д/с и начальной школе. " М. Мозайка- Синтез. ,2006г.

2. Пантелеева А. В. "Художественный труд в детском саду и семье. "–М. Просвещение,2005г.

3. Величко Н. В. "Поделки из ниток" - Клуб семейного досуга, 2011г.

4. Анистратова А. А., Гришина Н. И. "Поделки из ткани, ниток и пуговиц. " - Оникс-2007г.

5. Новиковская О. А. "Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет)." -Паритет, 2008г.

6. Крупенская Н. "Поделки из помпончиков" - Айрис-пресс - Москва -2008г

7. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной работы с нитками
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 22:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной работы с нитками» (включая файлы) размещена пользователем Шурыгина Наталья (УИ 2586202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД