Галина Никитина
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на кружке по тестопластике «Детские ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на кружке по тестопластике «Детские ладошки»
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Публикация «„Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на кружке по тестопластике „Детские ладошки“» размещена в разделах
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение. (С. Моэм).
Что такое творческие способности на самом деле?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление.
Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития мышления творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Творчество обогащает жизнь ребенка.
Работая над созданием художественного образа, ребенок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Лепка – самый осязаемый, вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Творческие способности активно развиваются на кружке по тестопластике «Детские ладошки» лепка из соленого теста, с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно, развивает мелкую моторику рук и речь детей. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Реализуя в практике парциальную программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», организован кружок «Детские ладошки», рассчитанный на четыре года.
Цель кружка : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование метода тестопластики.
Задачи:
-теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством тестопластики;
-создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
-разработать систему планирования кружковой работы;
-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
-обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей;
На первом этапе создаются условия для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности посредством
тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
На втором этапе развития воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.
В работе используются следующие принципы:
-Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
-Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
-Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
-Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
-Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Последовательное знакомство с различными видами лепки: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки; пластический (скульптурный) – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление; комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска; рельефный – это объёмное лепное изображение на плоскости; виды: барельеф, горельеф, контррельеф; модульный – вид лепки этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. (из без форменных кусочков, из шариков из валиков)
Лепка - вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают: сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (колобок и лиса, по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе, по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом, по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону) и т. д.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - всевозможные фрукту, овощи, игрушки, животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа и пр.
В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, кашпо, тарелки, панно, лепные орнаменты.
В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают ее лепным узором.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной - в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной) когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Этапы реализации кружка «Детские ладошки» включает следующие ступени работы:
Аналитико-диагностическая. (анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).
Практическая. (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий, создание системы планирования кружковой работы)
Аналитико-обобщающая. (диагностика, подведение итога работы с детьми по проблеме, обобщение опыта) Этап работы охватывает деятельность с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Проведенная диагностика уровня творческих способностей детей развития основных формообразующих движений и уровня развития воображения детей средней группы (методика О. М. Дьяченко, игра-методика Е. Е. Кравцовой) показали более высокие результаты развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В начале учебного года в младшей группе была проведена игра-экспериментирование «Чудеса с мукой», в процессе которой дети познакомятся со свойствами муки и теста.
Наблюдения показывают, что после проведения игры-экспериментирования значительно возрастает интерес детей к новому материалу – соленому тесту.
Учеными доказано, что второй важнейший род деятельности маленького ребенка после игры – исследование. А чтобы как следует исследовать вещь, надо её собрать и разобрать. Лепка из соленого теста предоставляет такую возможность.
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто. На практике показано, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.
Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.
Разработан перспективный план работы кружка «Детские ладошки» по тесто пластике. На этапе работы с детьми четырех лет жизни основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту.
В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.
В старшей и подготовительной группе работа направлена на детское творчество, создание композиционных работ как коллективных, так и индивидуальных.
Один из наиболее удачных вариантов интеграции разных видов детского творчества – создание самодельного настольного театра вместе с детьми. Из соленого теста лепят не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это поможет еще раз вернуться к тексту сказки, что приучит детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами будет, развивается диалоговая речь детей, умение детей договариваться друг с другом.
Еще одна возможность проиграть сказку – пальчиковый театр. И здесь для изготовления героев использую цветное соленое тесто. В своей педагогической деятельности применяется пальчиковый театр – вид интегрированной деятельности, в котором взаимодействуют в едином творческом пространстве изобразительное искусство, художественное слово и пластика рук.
Продукты детской деятельности (ягоды, фрукты, овощи и т. д.) предлагаются детям в качестве атрибутов в сюжетно-ролевых играх, оформляются выставки для родителей, используются для оформления сезонных выставок в детском саду. Работы детей представлены на конкурсах разного уровня: городских и всероссийских («Выставка декоративно-прикладного искусства», «Фестиваль детского творчества «Хрустальный ключик» в номинации «Пёстрые ладошки», Пасхальный фестиваль «Святая Русь» Всероссийский детский конкурс прикладного и изобразительного искусства «Жители прекрасного болота», занимая при этом призовые места и дипломы первой и второй степени.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Литература:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М. : Просвещение, 1991.
Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Кискальт И. Соленое тесто. – М. : «АСТ – пресс», 2001.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.
Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем», «Мы за чаем не скучаем» М. Цветной мир. 2012.
Поддьяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1.
Л. В. Грушина «Танки, корабли, самолёты», М. Издательство дом «Карапуз» 2012.
И. Н. Хананова «Солёное тесто» М. АСТ - Пресс книга. 2012.
Рони Орен «Секреты пластилина» М. «Махаон» 2013.