Елена Иваныкина
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
«Развитие творческих способностей старших дошкольников через те-атральную деятельность»
Музыкальный руководитель: Иваныкина Елена Валерьевна 2017-2018г.
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков средствами театрального искусства, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• развитие природных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;
• создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
• знакомство с различными видами театра (кукольный, драматический, детский, театр зверей и т. д.);
• овладение навыками общения и коллективного творчества;
• формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, а также развитие артистических навы-ков.
Актуальность:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые».
В. А. Сухомлинский
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие про-блемные ситуации посредственно от лица какого-либо персонажа. Это преодолевает преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Анализируя свободную деятельность детей за прошедшие годы, мы пришли к выводу, что дети очень любят участвовать в музыкально- театрализованной деятельности.
Проблема
Отсутствие театра в нашем районе накладывает отпечаток на представле-ние детей о драматическом искусстве, что опосредованно влияет на общий культурный уровень, отсюда внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.
ЦЕЛЬ: развитие музыкально- творческих способностей детей средствами театрального искусства.
ЗАДАЧИ:
1. Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.
2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценировках драматизациях, праздниках и т. д.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
4. Совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.
5. Учить детей передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.
6. Развивать творческое воображение.
7. Развивать коммуникативность.
8. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
9. Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
Общеизвестно, что именно совместная театральная деятельность помогает развивить интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию. Где, как не здесь, ребёнок может попробовать себя в роли режиссёра, актёра, музыканта, декоратора.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
1. Воспитатели группы
2. Дети подготовительной группы
3. Родители детей группы
4. Музыкальный руководитель
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Дети научились разыгрывать несложные сюжеты к сказкам под музы-кальное сопровождение.
2. Пополнили центр театрализованного развития в группе.
3. Постановка музыкальной сказки «Гуси - лебеди».
В наше время мы часто наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
недостаток учебного времени, общая загруженность педагогов;
приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности;
недопонимание значения театрализованной деятельности для гармо-ничного развития ребёнка.
Таким образом, преодоление такого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
План работы
Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
- подбор материала не-обходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»;
- постановка целей и задач по данной теме;
- беседа «Что такое те-атр?»;
- слушание музыкаль-ных произведений.
- консультация «Разви-тие детей в театрализо-ванной деятельности».
Октябрь
- изучение темы: «Ре-бенок в мире театра»;
- изготовление персо-нажей сказки «Курочка Ряба» для театрализо-ванного представления;
- Беседа «Театр паль-чиков»;
- беседа «Моя любимая сказка».
- представление по мо-тивам сказки «Курочка Ряба»;
- консультация: «Зна-чение пальчиковой гимнастики в развитии речи»
Ноябрь
- создание картотеки настольных игр для работы с детьми; - беседа «Звуки музы-ки»;
- настольные игры «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»
- Рассматривание ил-люстраций сказок. - консультация «Трафареты и домашний театр»
Декабрь
- пополнение предмет-но-развивающей среды дисками с аудиозапи-сями из м/ф для теат-ральных постановок; - беседа «Что такое му-зыкальная сказка?»
- театральная поста-новка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;
Прослушивание этю-дов к сказке «Гуси-лебеди» - беседы с родителями о необходимости посе-щения детьми спектак-лей;
Январь
- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;
- повторение сюжета сказки «Гуси-лебеди», закрепление сказки при разучивании;
- беседа «Что такое те-невой театр?»
-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;
- консультация «Театр теней»;
Февраль
- обогащение предмет-но-развивающей среды куклами (игрушками) для постановки куколь-ного театра; - беседа «Что такое ку-кольный театр?»;
- совместная постанов-ка с детьми кукольного представления «Коло-бок – недопечёный бок»
- пошив родителями костюмов к сказке «Гуси-лебеди» - консультация «До-машний кукольный те-атр»
Март
- провести анализ связи детской литературы и театра, на примере ин-сценирования стихо-творений А. Барто;
- беседа «Что такое ин-сценирование стихов и сказок?»;
- инсценирование с детьми стихов А. Барто «Лялечка», «Любитель-рыболов»;
- создание атрибутики, декораций, необходи-мых для постановки спектакля «Гуси-лебеди». - анкета для родителей «Поговорим о творче-стве»;
Апрель
- изучение способов и приёмов, направленных на развитие навыков импровизации (ритми-ческих, мелодических, пластических и т. д.) - беседа «Что такое иг-ра-импровизация?»;
- постановка музы-кальной сказки «Гуси-лебеди» - консультация «Во-кальная импровизация ребёнка»
Май
- самоанализ плана са-мообразования - игра-импровизация «Мы автобус ожида-ли», «На все голоса»;
- консультация «Музы-кальное воспитание дошкольников».
В результате совместной работы воспитателей, музыкального руководителя, детей и их родителей, можно сделать следующие выводы:
- появились изменения в личностном развитии детей;
- повысился интеллектуальный уровень детей, культура общения, дети стали более общительными, более уверенными. А все это формирует личность ребенка.
- у детей достаточно развиты музыкальные способности;
- заметно обогатилась речь, т. к. сказки богаты эпитетами, образными выражениями;
- повысилась эмоциональная отзывчивость;
- раскрылись артистические данные;
- у детей появилась уверенность в своих силах, застенчивые дети стали вы-ступать перед зрителями;
- заложены основы эстетического вкуса путем оформления костюмов.
Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Творческий центр, 2009.
2. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов. -М. 1992.
3. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» 2010г.
4. Караманенко Т. Н., Кукольный театр – дошкольникам.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.
6. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет) .
7. Михайлова. М. А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» 2000г.
8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду.
9. Сорокина Н. А. «Театр, творчество, дети»
10. «Музыкальный руководитель» № 6, 7, 8 2008г. ; № 1 2009г.
11. Интернет-ресурсы: https://festival.1september.ru,
https://www.moi-detsad.ru/metod46-7.html, https://www.ladushki-book.ru/