Елена Кипурова
Развитие творческих способностей средствами конструирования и моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.
Публикация «Развитие творческих способностей средствами конструирования и моделирования» размещена в разделах
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т. п. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
Виды конструктора :
-Кубики
-Конструктор в виде фигурок – вкладышей
-Конструктор в форме мозаики
-Конструктор «ЛЕГО
-Болтовые конструкторы
-Магнитный конструктор
-Конструкторы-лабиринт
-Каркасное конструирование. Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Конструирование и моделирование из бумаги - это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.). Важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Работа с природным материалом способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразить его, получив совершенно иной конструктивный образ.
Детский дизайн – новый вид художественно-продуктивной
деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества : рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Основная цель–приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника, формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности.
Виды детского дизайна : нестандартные техники рисования, граттаж (процарапывание, декупаж, валяние из шерсти, квиллинг, флористика, оригами, обратная аппликация из пластилина, работа с гипсом, гофробумагой, кожей, крупой, пайетками, ракушками, театральный дизайн (папье-маше, дизайн игр и игрушек, кукольный дизайн (изготовление текстильной куклы, из бересты, соломенная скульптура, дизайн одежды, декоративная роспись ткани в различных техниках («батик», «декупаж»).
Конструктивная деятельность детей развивает :
-художественно-творческие способности,
-наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
- художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческое мышление;
-познавательную активность,
-мелкую моторику, пространственное ориентирование, восприятие,
-раскрывает творческий потенциал