Получи документы

Развитие творческих способностей и выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность

Чайковская Александра
Развитие творческих способностей и выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность
▼ Скачать +Заказ

А. В. Чайковская, учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

«Развитие творческих способностей и интонационной выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность»

Публикация «Развитие творческих способностей и выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Все дети ощущают потребность в творческой деятельности, в реализации своих творческих способностей. Именно через творчество ребенок может наиболее полно раскрыться как личность. Развитие творчества детей с нарушением речи – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Театрализованные игры и упражнения являются наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Театрализованные упражнения, игры позволяют ребёнку проявлять выдумку, инициативу, самостоятельность. Театрализованная деятельность дает детям возможность подражать любимым персонажам, отождествлять себя с ними, позволяет проявить индивидуальные особенности. Через театрализацию происходит развитие произвольного поведения детей, творческих способностей, коммуникативных умений, осуществляется актуализация познавательного, эмоционально-волевого компонентов. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Театрализация помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (такую важную в период школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги правильные, логические, эмоциональные. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

В работе с детьми с нарушениями речи я активно использую театрализованные упражнения, игры. Цель включения театрализованных упражнений в коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста с ТНР : повышение речевой активности, коммуникативной направленности речи, развитие творческой активности детей, формирование умения использовать в речи различные виды интонации; задачи: развивать психофизические способности детей (мимику, пантомимику); развивать познавательную сферу детей (восприятие, воображение, мышление, внимание, память); повышать речевую активность детей; формировать коммуникативные навыки детей; развивать творческие способности, познакомить детей с различными видами театров.

Рассмотрим театрализованные упражнения, игры, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики

Благодаря мимическим, пантомимическим упражнениям движения детей становятся более уверенными, совершенными. Дети учатся быстрее переключаться с одного движения на другое, лучше понимают нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. Примеры игровых упражнений:

1. «Крепкие ладошки» (на напряжение и расслабление мышц рук)

Дети берут в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, изображают, что держат песок в руках (задержка дыхания). Затем показывают, как посыпают колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). «Стряхивают» песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.

2. «Солнце-туча» (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо – дети приседают, сжимаются в комок, показывают, что надо согреться (задерживают дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Дети показывают, что им жарко, встают, расслабляются (на выдохе).

3. «Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол дети напрягают мышцы ног, корпуса, рук. При изображении тряпичных кукол дети расслабляют всё тело, наклоняются, голова, руки свободно «висят».

4. «Цветочек»

Дети тянутся вверх, напрягают всё тело до кончиков пальцев («цветок встречает солнце», затем «роняют» кисти, сгибают руки, расслабляют всё тело («цветок завял»).

5. «Незнайка»

Дети поднимают плечи как можно выше, затем спокойно опускают в исходное положение.

Игры и упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата

Эти упражнения способствуют формированию правильной артикуляции звуков, четкой дикции, формированию правильного речевого дыхания. Примеры упражнений, направленных на развитие дыхания, цель упражнений: активизация способности детей сосредоточивать внимание на дыхании, вырабатывать правильное дыхание.

1. «Часики идут»

Дети стоят, расставив ноги, руки опущены. Размахивая руками вперёд, назад, произносят на выдохе: «тик-так», 10-12 раз.

2. «Трубач трубит»

Дети сидят на стульях, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «пф-ф-ф», 4-5 раз.

3. «Петушок»

Дети стоят прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, затем хлопают ими по бёдрам, произнося на выдохе: «ку-ка-ре-ку!», 4-5 раз.

4. «Каша кипит»

Дети сидят, одна рука на животе, другая на груди. Втягивая живот, набирая воздух в грудь, делают вдох, опускают грудь, выдыхая воздух и выпячивая живот – выдох. На выдохе произносятзвук «ф-ф-ф», 4-5 раз.

5. «Насос»

Дети стоят прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох и наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят по ноге, произносят звук «с-с-с». Выпрямление – выдох. Наклоны в другую сторону, 6-8 раз.

Упражнения для развития интонационной выразительности речи

Данные упражнения способствуют развитию интонационной выразительности речи, четкости дикции, умению согласовывать речь и движение.

1. Воспроизведение слоговых рядов с разной интонацией (удивленно, сердито, грустно, весело)

2. Повторение скороговорок с разной интонацией, сопровождение проговаривания скороговорок движениями рук, тела. Повторение скороговорок с убыстрением, замедлением, хором, индивидуально.

3. Выразительное чтение пословиц и поговорок.

4. Артикулирование скороговорок, пословиц без звука, с изменением силы голоса (громко, тихо, шепотом).

5. Повторение предложения с выделением голосом последующего слова (Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет)

5. Чтение, заучивание и проговаривание по ролям коротких стихотворений-диалогов.

Драматизация рассказов, сказок, стихотворных произведений

Драматизации помогают детям полноценно раскрыть свой творческий потенциал, свободнее выражать свои мысли, чувства.

Таким образом, использование в коррекционной работе театрализованных игр и упражнений помогает детям освоить интонационную сторону речи, способствует развитию их творческих способностей.

Литература:

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - С. 138 - 284.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000. - С. 257-311.

3. Поздняк Л. Д. В. Менджерицкая – исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12.- С. 9-12.

4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986. - С. 13-16.

5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2003.

6. Выготский Л. С. Психология. - М. : Эксмо- Пресс, 2000.

7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1.

8. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000.

10. Лопатина Л. В., Веселовская Л. В. Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольников // Логопед в детском саду. - 2006.- №5.

11. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : Сфера, 2003.

12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М. : Аркти, 2000.

13. Трошин О. В., Голубева И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушением речевого развития // Логопед. - 2006.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей и выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 17:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей и выразительности речи младших школьников с ТНР через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Чайковская Александра в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД