Залия Кутдусова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивное рисование-использование специальных рамок с прорезями в виде геометрических фигур. Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда ребенок занимается сам, так успешно влиять на развитие детей.
Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивное рисование» размещена в разделах
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3) знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8-9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.
Игра представляет собой набор квадратных рамок размером 100100 мм, толщиною 1,5-2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.
Набор состоит из следующих фигур:
1. Круг (диаметр 50 мм).
2. Квадрат (сторона 40 мм).
3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).
4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).
5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).
6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).
7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).
8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол).
9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).
10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).
11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).
12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм).
13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).
14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности 60 мм).
15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°).
16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).
Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста ребенка и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до “потолка возможностей” ребенка, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. Сначала лучше всего взрослому познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их ребёнку.
1. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно – звездочку.
Пусть ребенок на чистый лист бумаги положит рамку “круг” и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него – нет.
– Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. – Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.
Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так “закруглится”, так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.
Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.
Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка (“печем блины”) или ромба (“делаем клумбы”, т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок (“огурцы на полке”) или равнобедренные треугольники в колонку (“елочка выросла”, причем можно еще предлагать второе условие: “так, чтобы они не касались друг друга” или, наоборот, “чтобы они зацепились друг за друга” (“цепочка”).
Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это “портняжное” задание – как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков, а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур).
Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.
2. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, особенно на углах фигуры. Получаются “хвостики”, которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?
3. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный “секрет”, узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким, в 3–4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите “передать секрет”, малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим “секрет” и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот “секрет” ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.
Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.
– Что это у тебя будет? – можно спросить у него. – Как ты хочешь покрасить?
Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших – им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время “тянуть”, не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.
Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом – вертикально, в третьем – наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.
Все эти виды штриховки – великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуется движение обязательно “от линейки до линейки”, определенный наклон линии, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.
4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром; например, эллипс – синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2–3 мм).
– Как это делают два эллипса? – удивитесь вы. – Снаружи синий, а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!
И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой – 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать
1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.
Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.
Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой – в толщину карандаша.
И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5–6 мм и толщиной 1–2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.
Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например, в последовательности цветов радуги и т. п.
5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но надо показать несколько образцов, например, детские рисунки.
Таким образом, в результате систематической работы у детей формируется «устойчивость» в сохранении образа формы и умения выполнять любые движения этой формы, а также умения синтезировать из этих форм разнообразные композиции.