Любовь Апевалова
Развитие связной речи у детей при использовании пальчикового театра
Развитие связной речи у детей при использовании пальчикового театра
Воспитатель МАДОУ «ДС №3 города Благовещенска «Надежда»
Апевалова Любовь Алексеевна
«Развитие связной речи у детей, используя пальчиковый театр»
«Превращается рука и в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала, нужно очень – очень мало.
Специальные перчатки и талант - и всё в порядке!»
Публикация «Развитие связной речи у детей при использовании пальчикового театра» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Комплексную работу с пальчиковыми куклами можно начинать уже в раннем возрасте, до 3 лет. Именно в этот период ребенок овладевает словесной речью, начинает пользоваться языковыми знаками в общении с окружающими. Развитие речи ребенка на данном этапе неразрывно связано с его предметно-практической деятельностью. Поэтому на данном этапе мы активно используем пальчиковые куклы для стимуляции речи. Маленький размер пальчиков и ладошки ребенка, несформированная мелкая моторика затрудняют использование стандартных пальчиковых кукол, поэтому можно использовать куклы, которые одеваются на все четыре пальчика малыша. А можно изготовить подходящие по размеру игрушки самим, например, закрепив их на пальчике резинкой!
На первых занятиях куклы находятся в руках взрослого. По мере адаптации детей к новому виду деятельности куклы одеваются на руку малыша. Для начального этапа работы с пальчиковым театром лучше всего подходят мини-сказки в стихах с повторяющейся строчкой-рефреном. Тексты известных русских сказок мы упрощаем самостоятельно. Малыш может лишь подержать куклу, может повторить рефрен или добавить ответ-название своего персонажа.
Например, сказку «Теремок» в таком варианте проигрываем следующим образом:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок,
Муха в нем одна живет
И гостей к себе зовет
Кто в нем хочет поселиться,
Подойдет и постучится
Вот так: тук-тук-тук.
Ток-ток-ток.
(подносим к детям игрушки)
Кто стучится в теремок?
Мишка хочет в дом зайти,
Ну-ка, Настя (имя ребенка) помоги.
Тук-тук-тук, ток-ток-ток,
Кто стучится в теремок?
Когда дети могут хорошо выделять указательный пальчик, мы начинаем использование более мелких пальчиковых кукол. Здесь больше подходит вариант договаривания рифмованной строки потешки или сказки, например, «Репка» :
- Посадил дед… (репку)
- Выросла репка большая (пребольшая)
Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В этом возрасте ребенок начинает озвучивать свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. На этом этапе ребятам очень нравятся инсценировки потешек с повторяющимся, закольцованным сюжетом. Такой сценарий позволяет задействовать любое количество персонажей. Вот как мы обыгрываем известные потешки «Зайка», «Пирожок» :
«Зайка прыг, зайка скок под кусток и молчок».
«Однажды летом в лесу кто-то оставил корзинку. И вот что случилось дальше…
Баба шла-шла-шла,
Пирожок нашла,
Села. Поела. Опять пошла
А потом на полянку вышел… (мишка, жираф)»
В таких потешках особенно хорошо использовать куклы, одевающиеся на указательный и средний пальцы, что позволяет изображать ходьбу персонажа, развивая тем самым дифференцированные движения пальцев рук.
Поэтому в этом возрасте детям особенно интересны фрагменты пальчикового театра, на которых мы, используя «Волшебный мешочек», составляем рассказ с фантазийным сюжетом.
Пальчиковый театр не только поможет разнообразить любые виды организованной деятельности, но и выполнить коррекционные задачи. Например, при работе со звуковой культурой речи артикуляционные упражнения гораздо интереснее повторять с помощью перчатки, на которой каждый пальчик изображает персонажа, которому соответствует артикуляционное упражнение: лошадка – цокаем язычком, акулы – показываем зубки, слон – вытягиваем губки хоботком, лягушка – широко открываем рот, мышка – прикусываем кончик языка с произнесением звуков А-а-а-Л.
Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у малыша способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в окружающем мире и в людях, зародит стремление к прекрасным и добрым поступкам.