марина романенко
Конспект занятия «Развитие связной речи, обучение составлению творческого рассказа по опорным схемам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи, обучение составлению
творческого рассказа по опорным схемам».
Воспитатель Романенко Марина Леонидовна
МБДОУ д/с № 64. июль 2023г.
«Лесное приключение»
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Развитие связной речи, обучение составлению творческого рассказа по опорным схемам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Учить детей составлять небольшие рассказы, сказки творческого характера по опорным схемам,
употреблять в речи сложные формы предложений; Учить детей подбирать прилагательные к существительным, отгадывать загадки. Использовать синонимы, антонимы, родственные слова. Формировать у детей коммуникативные способности (общение ребёнка с взрослым, взаимодействие со сверстниками). Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; Развивать связную речь, внимание, активность каждого ребёнка при работе в малой группе. Продолжать формировать представления о весне как о времени года. Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме. Учить составлять рассказ, используя полученные раннее знания о весне, диких животных. Развивать память, мышление, воображение. Продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности; Продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей. Воспитывать доброту, дружбу, умение слушать друг друга.
Ход занятия. Звучит пение птицы.
Дети угадывают, кто поёт (синица). Птичка-синичка принесла письмо.
Откуда письмо? (Загадка о лесе). Из леса.
От кого письмо? (Загадка о весне). От Весны.
Воспитатель читает письмо. (На весенний лес напало Чудище-Снежище, заморозило, заколдовало всех лесных зверей, терем, в котором живёт Весна Красна, заснежило всё в лесу и т. д.)
Воспитатель достаё т из письма и выставляет на доску картинки: заснеженный лес, заснеженный терем, портрет Весны (не цветной).
Вопросы воспитателя: Что нам делать? Хотите ли вы помочь? Как помочь? (Ответы детей).
С кем случилась беда? (С Весной, со зверями). Куда нужно отправиться? (В лес).
Прежде, чем отправиться в лес, воспитатель предлагает детям поговорить о том, что такое лес, кто в нём живёт, какие звери и т. д. (Ответы детей).
Воспитатель выставляет на доску названия зверей (на обратной стороне – изображения этих зверей). Дети читают названия.
Воспитатель предлагает детям назвать и описать зверей: например:
Заяц (какой) трусливый, длинноухий, серый или белый и т. д.
Волк (какой) серый, злой, зубастый и т. д.
Лиса (какая) хитрая, рыжая, ловкая и т. д. Дети подбирают определения к различным лесным зверям.
Воспитатель: «Для того, чтобы ничего не забыть, мы будем зарисовывать то, о чём говорим, описывая зверей».
Дети садятся за столы. На столах для каждого ребёнка – схема для заполнения (лист, расчерченный на квадраты, карандаши. На доске – такая же большая схема.
Воспитатель объясняет детям, как заполнять схему, что должно быть изображено в каждой клетке, задаё т вопросы: 1. Какие уши? 2. Какие лапы? 3. Какой хвост? 4. Чем покрыто тело (шерсть, иголки, какого цвета? 5. Как передвигается? 6. Чем питается? 7. Где живёт (нора, логово и т. д.? 8. Особенности внешнего вида и поведения зимой и летом (меняет ли окраску, спит или не спит зимой).
Воспитатель заполняет большую схему, дети – каждый свою.
А теперь, чтобы спасти зверей от Снежища и освободить Весну, нам нужно отправиться в лес.
Дети идут по дорожке (коррекционной) в лес.
Воспитатель: «Покрутись, повертись и у леса очутись». (Дети поворачиваются вокруг себя и «оказываются» на опушке леса.)
Здесь они находят конверт с загадкой о сказке. Дети отгадывают загадку. Воспитатель спрашивает: Почему загадка о сказке? Что нужно делать дальше? ( дети высказывают предположения : рассказать сказку; придумать сказку).
Воспитатель: «Давайте сочиним сказку «Как зайчишка друга искал».
Дети садятся на стулья. На доске – схема составления рассказа, сказки + схема описания животных. Воспитатель уточняет части схемы (завязка – основная часть – развязка, что должно входить в каждую часть, даёт пример начала сказки.
Дети сочиняют сказки по одному, по двое, по трое один начинает, другой продолжает, третий заканчивает). Затем анализируют сказки, выбирают наиболее понравившиеся.
Сочинив сказки, дети «расколдовали» лесных зверей. На доске вместо названий зверей появляются их изображения. Изображения медведя, ежа, енота не появляются. Почему? (они ещё не проснулись от зимней спячки).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы сочинили сказки и спасли зверей. А кому ещё нам нужно помочь? ( Дети: Весне). А где она живёт? ( Дети: в лесу, в тереме). Как туда добраться, ведь всё кругом заснежено? (Высказывания детей)».
Загадка про лыжи.
Дети «идут на лыжах» (имитация движений лыжника) в лес к терему Весны.
На доске изображение заснеженного терема.
Вопросы детям: 1. Что случилось с Весной? 2. Что мы можем сделать? 3. Что сделать, чтобы оттаял терем Весны? (Ответы детей).
Вопрос (подсказка) : «Что мы делали, чтобы спасти зверей?» Ответ детей:
«Сочиняли сказки».
А теперь, чтобы спасти Весну, нам нужно составить рассказ о весне.
На доске схема описания времён года. Дети рассматривают схему, уточняют, что на ней изображено, что означают элементы схемы. Затем составляют рассказ о весне.
Терем «оттаивает». Лес превращается в весенний. Портрет Весны становится цветным. (на доске меняются картинки). Чудище Снежище исчезает, т. к. мы его победили (на компьютере исчезает изображение).
Весна Красна благодарит детей за помощь и дарит корзину цветов (сюрпризный момент - угощение).