Светлана Рязанова
Развитие связной речи детей в игре с кубиком-сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. От степени сформированности умений и навыков связной речи у дошкольников зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения, так как речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Исходя из этого,одной из годовых задач на учебный год стало развитие связной речи у дошкольников.
Публикация «Развитие связной речи детей в игре с кубиком-сказкой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи, нужно прежде всего постараться заинтересовать его, вызвать желание что-то рассказать. В непосредственно образовательной деятельности (на занятиях по Коммуникации, Познанию, а также в ходе режимных моментов предлагались:
• красивые яркие картинки, которые совместно рассматривали и предлагали ответить на вопросы по их содержанию. После того, как ребенок отвечал на все вопросы, предлагали ему самостоятельно рассказать обо всём том, что он видит на картинке;
• пересказать прочитанную взрослыми сказку или рассказ;
• самостоятельно завершить недочитанное взрослым произведение, которое прервали на самом интересном месте;
• рассказать о событиях прошедшего дня, пересказать просмотренный мультфильм (по наводящим вопросам);
• различные речевые игры с использованием пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Я уверена, что эти систематические упражнения обогащают и активизируют словарный запас дошкольника и постепенно приучают ребенка к последовательному изложению мыслей, а также соблюдению определенных правил при построении рассказа в целом.
К работе по развитию связной речи у дошкольников были привлечены и родители. Им были предложены различные речевые игры, которые не требуют особой подготовки и могут быть использованы на прогулке с детьми, а так же возможность поделиться своим опытом обсуждения прочитанных сказок.
Одна из мам рассказала нам о том, что её дочка (ей недавно исполнилось 4 года) очень любит слушать сказки и после прочтения часто спрашивает: «А что было бы, если бы…колобок никуда не укатился? А что было бы, если бы…Иван-царевич не туда поехал?».Особенно девочке нравится сказка «Колобок», и мама даже рисовала героев этой сказки, а дочка по нарисованным картинкам рассказывала сказку, придумывая новые сюжеты. Тогда возникла идея – создать кубик – сказку, поместив героев сказки на кубик.
Этапы работы над кубиком – сказкой.
Для создания кубика нам потребовалось : ватман, простой карандаш с линейкой, ножницы, фломастеры, клей и, конечно же, наше воображение.
1. Ватман расчертили на квадраты 20х20 см: 3 квадрата по вертикали и 4 квадрата по горизонтали, плюс прибавка на склеивание, затем всё это вырезали
Размер квадратов может быть любой – в зависимости от того, кубик какого размера Вы хотите получить.
2. На каждую грань кубика нанесли рисунок - героев сказки
а затем раскрасили
3. Аккуратно склеили кубик, плотно прижимая склеиваемые стороны
4. Кубик - сказка готов
Для большей прочности можно обклеить его скотчем, тогда он не будет деформироваться, или нанести рисунок на готовый кубик (например, на кубик - мякиш).
Такой кубик можно изготовить по любой сказке. Использовать кубик – сказку можно как дома, так и в дошкольном учреждении (на занятии, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности детей, ведь сказка – это всегда интересно)
Как же играть в этот кубик – сказку?
Сначала, чтобы научить ребёнка пересказывать сказку, можно предложить ему последовательно находить на кубике тех героев, которые встречались в сказке.
Затем можно попробовать придумать свою сказку, но с этими же героями. Правила просты: кидаешь кубик, какая картинка выпадает, на ту картинку и начинаешь придумывать сказку, затем снова кидаешь и продолжаешь сказку, используя следующую картинку, и так далее. Если игроков несколько, то каждый игрок продолжает начатую сказку, используя свою картинку с героем.
Когда дети научатся играть в кубик по одной сказке, можно разместить на гранях кубика героев разных сказок, так будет ещё интереснее (правила игры те же).
Игра с кубиком – сказкой развивает память, мышление, воображение, фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребёнка, развивает умение договариваться и соблюдать правила игры. А свободное владение связной речью, вырабатываемое в игре, является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.
Представляю Вашему вниманию одну из сказок, придуманных по кубику – сказке «Колобок». Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- А ты, по амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.
Старуха так и сделала: помела, поскребла, замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окно остудиться. Надоело Колобку лежать. Только он хотел спрыгнуть с подоконника на улицу, как вдруг началась гроза, пошел сильный дождь. Колобок испугался и решил подождать. А пока шла гроза, Колобок остыл. Старуха только хотела взять его, чтобы отведать, как вдруг…
Взмолился Колобок человеческим голосом:
- Не ешьте меня, дедушка и бабушка. Я вам пригожусь!
- А что ты умеешь делать? – удивились дедушка с бабушкой.
- Умею петь частушки, песни и сказки рассказывать.
Ну, что ж, спой, - сказал дед.
Колобок спел песенку про ёлочку и рассказал сказку про репку.
Деду и бабе очень понравилось. Когда им было скучно, он пел им песенки и рассказывал сказки. Так Колобок остался жить в доме с дедушкой и бабушкой.
В заключение хочется напомнить слова К. И. Чуковского «Если педагог или родитель … будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать её анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред».