Ярославна Киндякова
Консультация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие связной речи дошкольников».
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации коррекционно-развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста.
Поговорим о связной речи (понятии, о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к построению монолога. Для развития связной речи, как средства общения, необходимо умение беседовать и строить собственные высказывания. С этой основной целью в нашем детском саду и решаются задачи по развитию фонетических, лексико-грамматических умений, обучению грамоте.
Публикация «Консультация „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Образно развитие связной речи ребёнка можно представить в виде чемодана, который заполняется лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими умениями.
Игра «Снежный ком»
Задача: развивать у участников внимание, сосредоточенность, память, углубление в проблему развития связной речи.
Оборудование: мяч среднего размера.
Родители стоят в кругу. Логопед предлагает одним словом-признаком ответить, каким должен быть рассказ ребёнка, и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки рассказа:
Полный, последовательный, интересный, образный, выразительный, грамотный, точный, эмоциональный, логичный.
Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.
Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.
Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.
Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом. Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.
Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.
Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи.
Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как: рисование, лепка, приводит ребёнка к составлению рассказа. Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.
Упражнение «Если бы…»
Задачи: познакомить родителей на практике с разными видами рассказов, составляемых для дошкольников; упражнять в составлении рассказов на уровне понимания окружающего мира дошкольниками.
Оборудование: лимон (шарф); сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; памятки по составлению рассказов.
Работа проводится в мини группах по 2-3 человека. Каждая группа получает предмет (лимон, шарф) или картинку, серию картинок и памятку по составлению соответствующего рассказа.
Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов-описаний, повествований.
По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трё х видов: по восприятию, представлению, воображению.
Рассказы по восприятию могут быть:
- описательными – по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;
- повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.
Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.
Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).
Заключительное упражнение «Расшифруй слова»
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Работа проводится в минигруппах. Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия. Далее обсудить с зачитыванием вариантов расшифровок:
С – связность, самооценка, систематичность.
В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие.
Я – ясность.
З – знание, занимательность, заинтересованность, звукопроизношение.
Н – навык, наглядность, необходимость.
А – активность, актуальность.
Я – яркость.
Р – результат, родитель, работа, регулярность.
Е – ежедневность, единение, естественность.
Ч – чёткость, чистота, честность.
Ь.
+ образ современного старшего дошкольника.
Образ современного старшего дошкольника выражен следующими чертами:
• физически здоров, владеет основами культурно – гигиеническими навыками;
• любознательный, активный;
• эмоционально отзывчивый;
• овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
• имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;
• овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;
• овладел необходимыми специальными умениями и навыками (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Такими качествами характеризуется развитие ребёнка – выпускника детского сада, освоившего программу развивающего образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями.