галина попова
Физическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим
Публикация «Физическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Реализуя образовательную область «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДОнаш коллектив пришё л к выводу: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единую систему физкультурно-оздоровительной работы, задачи которой:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Оздоровительные задачи решаются нами в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.
Создание условий для двигательной активности в соответствии с ФГОС ДО, возрастными особенностями детей.
РППС - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. В ДОО созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка и значительно улучшена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, которая обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и воспитателей в двигательной активности детей.
В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений оборудован физкультурный центр. В нём имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.
Система двигательной активности и психологического комфорта.
В физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения воспитатели используют разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы утренней гимнастики, для младших дошкольников - в игровой форме.
В детском саду 3 раза в неделю организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре (2 занятия в зале, 1 на свежем воздухе). Воспитатели групп используют в своей работе как стандартное, так и нестандартное оборудование. Чтобы образовательная деятельность была эффективной, при ее организации педагоги ДОО придерживаются следующих условий :
-образовательная деятельность по физической культуре строится в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
-используются различные способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
-распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
- использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, ИКТ, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Подвижные, спортивные игры, игровые упражнения в детском саду обязательны и необходимы, проходят как на прогулке, так и на физкультурных занятиях.
Подвижные игры укрепляют детский организм, нормализуют сон, повышают аппетит и дарят детям массу положительных эмоций. Для того чтобы подвижная игра была насыщенной, яркой, интересной используем красочные и привлекательные для детей атрибуты.
После дневного сна во всех возрастных группах проводится гимнастика пробуждения.
В непосредственно образовательной деятельности педагоги используют физкультурные минутки и динамические паузы, пальчиковую и дыхательную гимнастику, офтальмотренаж.
В нашем детском саду разработана модель двигательного режима, которая способствует достижению высокого уровня двигательной активности у ребенка.
Система закаливания в ДОО.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма наших воспитанников.
Закаливающие мероприятия в ДОО:
-утренний прием на свежем воздухе в теплое время;
- прогулка в первую и вторую половину дня;
- ежедневная утренняя гимнастика, оздоровительный бег на свежем воздухе;
-облегченная форма одежды;
-проветривание групповой комнаты и спального помещения перед сном;
-сон при температуре 18 - 190С;
-босохождение в спальне после сна;
- контрастные воздушные и солнечные ванны;
- полоскание рта после еды кипяченей водой (по профилактике кариеса);
- элементы самомассажа, точечного массажа;
- обливание рук и лица прохладной водой;
- ходьба по профилактическим дорожкам.
Необходимо учитывать противопоказания к закаливанию организма.
-Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки.
- Менее двух недель после обострения хронического заболевания.
-Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьёй.
-Протест или страх ребёнка.
- Температура окружающего воздуха ниже нормы. При организации закаливания воспитатели учитывают индивидуальные особенности ребёнка (часто болеющие дети и дети после перенесенных заболеваний менее интенсивно выполняют закаливающие процедуры).
Организация рационального питания.
Здоровый образ жизнинемыслим без рациона правильного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: Ежедневно включаем в меню овощи, фрукты, напитки из сухофруктов, молоко, проводится С-витаминизации третьего блюда. В группах детского сада соблюдается питьевой режим. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зеленый лук, чеснок, лимон, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости.
Система работы по формированию здорового образа жизни.
Важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников. Мы обязаны воспитать потребность у детей быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для этого педагоги планируют организованную образовательную деятельность, проводят беседы с детьми на тему: «Что нужно делать, чтобы не болеть?», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья» и др.
В своей работе воспитатели используют игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации через которые знакомят детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Применяют такие дидактические игры, как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Чудесный мешочек», «Правила гигиены» и др. Организовывают выставки семейных творческих работ «Папа, мама, я –здоровая семья!».
В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», «Поликлиника» дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В методическом кабинете собран познавательный и дидактический материал для подготовки педагогов к непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Образовательная область «Физическое развитие» взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Так, например, интеграция областей «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» на музыкальных занятиях создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится так же и воспитателями во время занятий в качестве фона, во время дневного сна.
Чтение художественной литературы способствует укреплению знаний о ЗОЖ и охране здоровья малышей. Огромная польза потешек в режимных моментах.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Сенсорика развивает зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствует координацию руки и глаза, развивает мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
• Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
• Посчитать количество прыжков до цели;
• Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Наши педагоги проводят занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ. Эти знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.
Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре, прогулка на свежем воздухе.
Грамотно организованная игровая деятельность оказывают влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе
Общение со взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент воспитатели учитывают в своей работе. Особое внимание уделяют агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараются гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применять упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает нам.
Интегрируя «Физическое развитие» и «Речевое развитие» развиваем у детей фонематический слух, способствуем развитию мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
А в коррекционной работе учителя – логопеда в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи.
Работа с семьей включает целенаправленную санитарно-просветительную работу:
пропаганда ЗОЖ в семье, приобщение к спорту;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, направленной на физическое и психическое развитие ребенка;
ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении.
Родители детского сада принимают активное участие в конкурсах, спортивных праздниках, семинарах-практикумах. Педагогами и специалистами ДООоформляются родительские уголки, в которых представлена информация по вопросам физического воспитания, оздоровления детей.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа всего коллектива, использование различных средств и методов позволили укрепить здоровье детей, снизить уровень заболеваемости. Дети овладели навыками здорового образа жизни, двигательными умениями и навыками. Усовершенствована система физкультурно–оздоровительной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС ДО регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые дето центрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по физическому развитию строится с учетом потребности детей и заказов родителей.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Значение культа здоровья значительно возрастает.
Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – этооте воспитатели используют игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации через которые знакомят детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Применяют такие дидактические игры, как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Чудесный мешочек», «Правила гигиены» и др. Организовывают выставки семейных творческих работ «Папа, мама, я –здоровая семья!».
В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», «Поликлиника» дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В методическом кабинете собран познавательный и дидактический материал для подготовки педагогов к непосредственно образовательной деятельности с детьми.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым соответствует программа ДОО. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы